Кто-то считает, что киноиндустрия и Дальний Восток далеки друг от друга. Поэтому многие уезжают на Запад страны, чтобы снимать там свои фильмы. Этот путь не пришёлся по душе организатору школы «Кинокурс» и кинофестиваля «Уровень шума» Тихону Макарову. Его усилиями Владивосток заявил о себе как город, в котором есть место производству качественных фильмов. Как показать своё видение мира с помощью камеры и желания? Молодой режиссёр ответил на вопросы «The Vladivostok Room».
- Тихон, когда ты увлёкся съёмочным процессом? - Я начал писать тексты в 11 или 12 лет. А когда мне было 15, кинофестиваль «Меридианы Тихого» объявил конкурс на лучший сценарий. Короткометражную работу обладателя Гран-при ждала экранизация от французского кинорежиссера. Это был мой дебют как сценариста, но работу признали лучшей среди всех претендентов. Режиссер-авангардист Дж. Оссанг превратил мою пятиминутную комедию о «лучшем городе на земле» в черно-белый трагифарс в стиле Дзиги Вертова. Его картина мне не понравилась. И тогда я решил для себя, что хочу не просто находиться за кадром, мне хотелось руководить процессом, чтобы минимизировать разницу между идеей в моей голове и ее воплощением на экране.
Я всегда сам пишу сценарии к своим фильмам, поэтому проживаю их от созидания идеи до выхода на экран.- Я так понимаю, что ты осуществил задуманное? - На данный момент я снял два короткометражных и один среднеметражный фильм. Эти работы принимали участие в программе «Short film corner» Каннского кинофестиваля и в известном отечественном кинофестивале «Святая Анна». - А как ты пришёл к тому, чтобы организовать киношколу во Владивостоке? - Каждый раз, когда я начинал работу над новым фильмом и объявлял об этом в социальных сетях, мне начинали писать ребята из Владивостока и разных районов Приморского края. Они спрашивали, что нужно делать, чтобы снимать кино? Так я решил провести во Владивостоке первую на Дальнем Востоке киношколу и организовал проект «Кинокурс». Мы привезли во Владивосток лекции от молодых, но уже зарекомендовавших себя отечественных кинематографистов: это и генеральный продюсер студии «Leevandia» Иван Лопатин, и звукорежиссер Маргарита Басенко, и сценарист фильма «Легенда № 17» Михаил Местецкий. Итогом школы стала дипломная работа ее выпускников, короткометражный фильм «Близнецы», которая сразу же была показана на большом экране.
Где появляется школа, там должно появиться и пространство для творческого саморазвития.- Кинофестиваль «Уровень шума» стал логичным продолжением вашей работы?
- Идея этого проекта зародилась ещё раньше. Перед запуском киношколы я заявил о создании во Владивостоке нового кинофестиваля городского формата, без которого невозможно дальнейшее развитие кинопроцесса. Где появляется школа, там должно появиться и пространство для творческого саморазвития. Мы провели первый независимый кинофестиваль в мае 2013 года. На нем был представлен всего лишь один игровой короткометражный фильм. Остальные 7 работ были выполнены в формате музыкальных клипов и социальных рекламных роликов. Этот проект был абсолютно сумасшедшим по своей задумке – мы проводили кинофестивали каждый месяц. И уже в сентябре, на четвертом «Уровне шума», не осталось ни одного клипа или рекламного ролика – как только появился запрос на качественное игровое кино, все талантливые ребята в городе и крае стали активно работать над своими проектами, чтобы представить их на большом экране, получить зрительское одобрение и нашу финансовую поддержку. Победитель получал грант в 40 000 рублей и признание на городском уровне. Что еще нужно начинающему кинематографисту?
- Почему фестиваль проводится в таком формате и вообще, откуда появилась идея с уровнем шума? - Изначально, чтобы сделать наш показ конкурентным, я понимал, что нам нужно уникальное предложение, то, чего никто еще не давал ни зрителям, ни авторам. Я подумал о выборе победителя с помощью регистрации зрительских симпатий, выраженных аплодисментами, криками – любым шумом, который фиксирует специальный прибор. Со временем я понял, что эта ставка на повышенную интерактивность себя оправдала. Зрители устали от кулуарных интриг и закулисных решений о победителе, в мире современных технологий им самим хочется выбирать победителей. Если на первый фестиваль пришло около 200 человек, то на четвертом уже был забит весь большой зал кинотеатра «Владивосток» - люди толпились в проходе, сидели на ступеньках. Там было около 400 человек. - Когда состоится следующий кинофестиваль «Уровень шума»? - Крайний на данный момент фестиваль мы провели в мае 2014 года. Те, кто посмотрели все работы, показанные на наших фестивалях, я думаю, оценили творческий и технологический рост наших местных кинематографистов. Следующим этапом в нашей работе станет перезапуск кинофестиваля «Уровень шума» с его выходом на федеральный уровне. Первый такой фестиваль состоится в октябре во Владивостоке, и мы скоро его анонсируем. - Этим летом вы провели кинолагерь для подростков. После стольких осуществленных проектов к чему еще вы стремитесь? - По сравнению с прошлым годом мы очень многого добились. Если вначале нас поддержали, в основном, молодые и начинающие кинематографисты, то сейчас мы сотрудничаем с Дмитрием Рудовским, Константином Хабенским, Никитой Михалковым. Моя программа-максимум - создать возможности для развития киноиндустрии на Дальнем Востоке. Даже в Советском Союзе здесь работала киностудия «Дальтелефильм», а в России у нас за Уралом ничего похожего нет. Если мы хотим быть конкурентоспособными через пять-десять лет в области кинематографа, то должны начать с развития молодых людей, мечтающих заниматься кино, уже сегодня. Чем мы и занимаемся. - А где ты проводишь свободное время? Какие твои любимые места во Владивостоке? - Поскольку во Владивостоке очень красивый центр, который сочетает в своей архитектуре различные исторические пласты, то я часто хожу по нему пешком. Любимых мест, как таковых, нет. Мне нравится, что здесь за десять минут можно пройти от здания Восточного Института, который однажды посетил Николай II, до кафе, в котором выступали братья Бурлюки. - А что ты больше всего любишь в съёмочном процессе? От чего получаешь кайф? Когда видишь уже готовый результат, или сам процесс захватывает? - Мне нравятся все три этапа производства. Я всегда сам пишу сценарии к своим фильмам, поэтому проживаю их от созидания идеи до выхода на экран. При этом в каждом фильме всегда есть некая незавершенность: каждый раз, когда ты видишь готовый продукт, понимаешь, что первую половину сцен нужно переснять, а вторую - перемонтировать. В этом случае помогает команда, которая в один прекрасный момент говорит: "Всё, хватит уже!", - и ты понимаешь, что дальше идти с этим проектом не нужно. И начинаешь работу над следующим.
Беседовала Татьяна Леднёва