Алиев меняет правила игры. Новая реальность Нагорного Карабаха
«Ну что, Пашинян? Где твой статус? В ад отправился твой статус!» Это эмоциональное высказывание принадлежит президенту Азербайджана. Ильхам Алиев искренне радуется не только успеху своей армии на поле боя в Карабахе, но и тому, что политическое урегулирование конфликта (статус Карабаха в том числе) будет строиться теперь на его условиях. Каких именно, разбираемся вместе с историком-востоковедом Исой Джавадовым и Юрием Мавашевым — директором Центра изучения новой Турции.
Ещё за неделю до прекращения огня ряд экспертов нарекли битву за Шушу переломной в нагорно-карабахском конфликте. Предполагалось, что ее итог решит исход Второй Карабахской войны, — так и произошло.
После захвата этого стратегического важного города в Карабахе азербайджанские войска отделяло от Степанакерта (или, как его называют в Азербайджане, Ханкенди) — столицы самопровозглашенной НКР — всего 5 километров. Стратегическая инициатива в горных районах перешла в руки ВС Азербайджана. Это вынудило армянские войска передислоцировать значительные силы с других участков фронта для обороны столицы. Как был убеждён бывший министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков, в случае захвата Шуши поражение армянских войск в этой войне было бы предрешено.
Шуша в итоге была захвачена Азербайджаном, и это серьезно повлияло не только на военную кампанию, но и на политическое урегулирование
До начала вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе в 2020 году мирное урегулирование карабахской проблемы базировалось на предложенных Минской группой ОБСЕ в 2007 году Мадридских принципах.
Эти принципы предусматривали вывод армянских войск из 7 прилегающих вокруг Нагорного Карабаха районов, обеспечение транспортной связи Армении и Нагорного Карабаха, возвращение всех беженцев, предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса с последующим проведением референдума и ввод миротворческих сил в указанный регион.
Несмотря на то, что обе стороны выразили своё формальное согласие работать в дальнейшем с Мадридскими принципами, президент Азербайджана Ильхам Алиев в 2010 году сослался на «технические огрехи» в документе. Уже тогда он открыто заявил, что долгие переговоры для сохранения статус-кво не оставят Азербайджану иного выбора, кроме как военное решение конфликта. Именно к такому решению Азербайджан и готовился все последние годы.
Сложность ведения переговоров в рамках Мадридских принципов была дополнена нежеланием армянской стороны после прихода к власти Никола Пашиняна участвовать в переговорном процессе без представителей Нагорного Карабаха.
В итоге за 13 лет серьезных продвижений не было достигнуто в силу принципиальности тех или иных положений для обоих государств
До возобновления боевых действий осенью 2020 года официальный Ереван в силу своего фактического контроля над Карабахом обладал рядом возможностей по сохранению самоуправления в Нагорном Карабахе в той или иной форме.
Например, в случае принятия компромиссных решений, таких как Мадридские принципы, или менее известного варианта ассоциированного государства, предложенного американским дипломатом Джоном Мареской или же «Аландского сценария» с широкой автономией для Нагорного Карабаха. На практике правительство Пашиняна заняло более принципиальную позицию, неоднократно заявляя, что Карабах является частью Армении.
В текущей ситуации официальный Баку обеспечивает себе вслед за военным и политический перевес. Теперь Азербайджан с высокой вероятностью будет настаивать на исключении любой формы самоуправления Карабаха — как в рамках переходного статуса, так и в рамках широкой автономии в составе Азербайджана.
Подтверждением этому стали слова Ильхама Алиева от 22 октября о том, что в Нагорном Карабахе возможна лишь культурная автономия армян. Теперь же, после соглашения о прекращении боевых действий, президент Азербайджана заявил о том, что в документе вовсе отсутствуют какие-либо положения о статусе Нагорного Карабаха.
Ну что, Пашинян? Ну, где твой статус? В ад отправился твой статус. Нет статуса, и не будет. Пока я президент, не будет статуса
Ильхам Алиев
президент Азербайджана
Налицо трансформация запросов азербайджанской стороны, начавшихся с согласия с Мадридскими принципами и обещаниями широкой автономии для армян и завершающихся стремлением установить унитаризм в чистом виде.
Можно предположить, что в действительности Азербайджан изначально был заинтересован в декларации предоставления автономии Нагорному Карабаху только в качестве переговорной позиции для возвращения контролируемых армянами территорий.
Опыт НКАО в составе Азербайджанской ССР или же примеры с Иракским Курдистаном, эфиопским Тыграем или испанской Каталонией могли убедить Баку, что наличие автономий с определённой долей независимости сможет в будущем спровоцировать новый территориальный или политический конфликт. Более того, у Азербайджана есть опасения, что восстановленная автономия Карабаха с тесными связями с Арменией сможет быть инструментом внешнего воздействия.
Соответственно с настоящего момента для официального Баку уже не имеет смысла создание полноценной армянской автономии на своей территории. Судя по всему, для Азербайджана сама по себе идея автономии была лишь одним из компромиссных вариантов для восстановления контроля над Карабахом мирным путём. Установив же этот контроль на поле боя, Азербайджан стал способен диктовать повестку политических переговоров.
Предметом переговоров между Азербайджаном, Россией и Арменией стали следующие положения.
Прекращение боевых действий, передача Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского районов (то, что ранее было поясом безопасности Карабаха) под контроль Азербайджана до декабря 2020 года, размещение российских миротворцев вдоль существующей линии соприкосновения и Лачинского коридора, возобновление транспортных коммуникаций и обеспечение взаимного сосуществования азербайджанской и армянской общин в Нагорном Карабахе
Безусловно, армянская сторона не была согласна с предметом договоренностей, и их подписание Ереваном было продиктовано неспособностью оказывать дальнейшее вооруженное сопротивление в Нагорном Карабахе.
22 ноября президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что статус Нагорного Карабаха — вопрос, который предстоит решать в будущем, и на данный момент важным является прекращение огня и восстановление транспортного сообщения.
Тем не менее, общественность придала особенное значение следующим словам российского президента: «Армения же не признала независимость и суверенитет Нагорного Карабаха. Это означало, что с точки зрения международного права и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской республики».
Есть основания полагать, что в Москве также рассматривают варианты разрешения карабахского конфликта, учитывая территориальную целостность Азербайджана. Однако будут ли готовы к таким резким поворотам в Ереване?
Вне зависимости от успеха в реализации предложенного Москвой плана, в нем прослеживается корректировка предложенной Минской группой ОБСЕ формулы в пользу интересов Азербайджана, например, с точки зрения нивелирования вопроса о статусе территорий и восстановления сообщения основной территории Азербайджана с его эксклавом Нахичеванью.
В любом случае проблемой наверняка останется обеспечение взаимного сосуществования двух общин в Нагорном Карабахе. Объясняется это тем, что армянское мирное население массово покидает населенные пункты, находящиеся под прямым или огневым контролем Азербайджана.
По разным оценкам, до 90 тысяч армян покинули Карабах из-за войны. В то же время по завершении войны в Карабах могут возвратиться азербайджанские беженцы, покинувшие Нагорный Карабах в ходе первой войны. Согласно данным UNHCR (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), число таких беженцев составляет около 600 тысяч человек.
Есть опасение, что возвращение беженцев с обеих сторон также сможет повлечь за собой новые социальные конфликты, поскольку память о межэтническом насилии в 90-е годы по-прежнему доминирует в дискурсах обоих обществ
Однако Баку теперь пытается убедить армян и Армению в отсутствии этнических предубеждений со своей стороны. В частности, в азербайджанском информационном поле активно пропагандируются идеи о возможности создания «дружелюбной атмосферы» между азербайджанцами и армянами.
Азербайджанские СМИ демонстрируют примеры успешной жизни граждан Азербайджана армянского происхождения. Так, например, помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев в своём Twitter поделился репортажем о жизни этнической армянки из Баку.
В интервью итальянской газете La Repubblica Ильхам Алиев утверждал, что Азербайджан гарантирует соблюдение всех прав армян Нагорного Карабаха и пообещал улучшение их экономических условий. Согласны ли верить таким заявлениям в Ереване, Степанакерте (Ханкенди) или Москве — это другой вопрос, пока эти стороны на данные усилия Азербайджана не отреагировали.
Еще одной политической идеей, которую продвигает Баку и стоящая за ним Анкара, является присутствие турецких миротворцев в Нагорном Карабахе. В официальном тексте мирного соглашения данная информация никак не фигурирует, но Ильхам Алиев в своём разговоре с президентом России Владимиром Путиным упомянул о совместной миротворческой миссии России и Турции.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова выступила с заявлением, что в Нагорном Карабахе будут размещены только российские миротворцы
На данный момент речь идёт только об ограниченном персонале ВС Турции, который будет действовать в рамках совместного миротворческого центра, задачами которого будет мониторинг режима прекращения огня.
Как можно понять, несмотря на позитивный российско-турецкий опыт в установлении перемирия в Ливии и Сирии, размещение полноценного турецкого воинского контингента на территории Нагорного Карабаха негативно скажется на текущих стремлениях армянского руководства следовать и без того невыгодным договорённостям.
На вопросы о местоположении данного центра Владимир Путин ответил следующее: «Где он будет размещаться, это другой вопрос. Очевидно, что он будет на суверенной территории Азербайджана находиться, и Азербайджан вправе принять решение самостоятельно, где он посчитает целесообразным его разместить».
Появятся в Нагорном Карабахе турецкие военные или нет — в любом случае уже есть основания говорить об усилении роли Анкары в нагорно-карабахском урегулировании. Из этого следует, что Минская группа ОБСЕ полностью лишилась какой-либо инициативы в решении карабахского вопроса. Ее место теперь фактически занимают Россия, Турция и, возможно, Иран. Характерно, что в самом документе более нет никакого традиционного упоминания Минской группы ОБСЕ.
Это можно трактовать и как признак начала утраты влияния западных держав на Южном Кавказе
Говорить о полноценном мире в этом регионе пока ещё рано. Безусловно, Кельбаджарский и Агдамский районы уже возвращены Азербайджану, армянские и азербайджанские беженцы постепенно возвращаются в Нагорный Карабах, транспортное сообщение через Лачинский коридор восстановлено.
Однако градус напряжённости между двумя государствами ещё долгие годы нельзя будет понизить, и непрекращающиеся ереванские демонстрации с осуждением трёхстороннего заявления по Карабаху являются тому подтверждением.
Иса Джавадов - историк - востоковед
Юрий Мавашев - директор Центра изучения новой Турции
Фото: Sons of Artysm primeminister.am president.az