ИИ против тренеров. Сможет ли нейросеть обучать нас сама

Пару лет назад ИИ казался чем-то вроде модного развлечения. Сегодня — это уже полноценный коллега. По данным LinkedIn Learning Report (2023), 54% специалистов в сфере обучения и развития персонала уже интегрировали ИИ в рабочие процессы.
Партнёр по развитию управленческих команд, основатель бизнес-клуба «Пятый элемент» Игорь Рыжков рассказал сможет ли нейросеть сама обучать людей без какой-либо помощи.

Что умеет ИИ
Искусственный интеллект уже умеет многое из того, что раньше требовало недель работы методолога.
Он может:
- собрать лекционный материал,
- продумать сценарий тренинга,
- сгенерировать кейсы и вопросы для обсуждения.
Но это еще не все. Платформы вроде Docebo Shape и Sana автоматически формируют учебные модули на основе внутренних документов.
Synthesia и Colossyan записывают видеоуроки с виртуальными преподавателями — без акцента, без усталости, на любом языке.
ИИ умеет подстраивать обучение под конкретного человека: учитывать уровень знаний, темп освоения, формат подачи. Способен встроить микрообучение прямо в рабочие процессы: давать короткие фрагменты в нужный момент, предлагать симуляции — безопасную тренировку реальных ситуаций с обратной связью.
McKinsey фиксирует сокращение сроков разработки обучающих материалов на 30–40%.
IBM отмечает: персонализация с помощью ИИ увеличивает вовлечённость сотрудников на 47%.
ИИ в обучении — уже не будущее. Это рабочий инструмент настоящего. Чем раньше получится его освоить, тем меньше вероятность остаться с презентацией в PowerPoint и надеждой на то, что участники «вовлекутся сами».
Три примера от компаний, которые уже используют новый подход
Три кейса — и три разных подхода, как можно встроить искусственный интеллект в развитие сотрудников.
В PwC сотрудники используют приложение Digital Fitness, чтобы оценить и развить цифровые навыки. Сначала — самооценка. Потом — персональные рекомендации: курсы, видео, статьи. Всё — автоматически на основе результатов теста. Обучение происходит в удобное время, через мобильное приложение.
Можно выбирать темы и глубину — в зависимости от собственных задач. Это отличает Digital Fitness от фиксированной программы с инструктором.
В IBM персонал обучается с помощью платформы Watson. Система анализирует цели и навыки, предлагает релевантные материалы и адаптирует рекомендации по мере прогресса. Получается гибкий и персонализированный подход. Искусственный интеллект здесь не просто сопровождает обучение — он делает его индивидуальным.
В AirAsia внедрены генеративные платформы для микрообучения. Сотрудники получают короткие уроки на 2–5 минут, встроенные в рабочий процесс. Материалы поступают в момент запроса — именно тогда, когда знание нужно. Контент адаптируется под конкретные ситуации. Это снижает необходимость отвлекаться от рабочих задач.
Зачем нужен человек
ИИ экономит время, разгружает команды по развитию персонала и помогает масштабировать обучение. Но до сих пор человек остается необходим. Он задаёт вектор, формулирует критерии качества и удерживает фокус на том, что действительно важно, а главное — он чувствует.
Нейросеть пока не улавливает невербальные сигналы, не замечает, как меняется напряжение в комнате, когда кто-то делает неловкое замечание. Не различает, где в обучающих материалах живой, полезный опыт, а где — пустой поток слов.
ИИ может подобрать курс, но не создаст мотивацию к обучению. Он может сгенерировать презентацию, но не объяснит участнику, почему тот сопротивляется.
Искусственный интеллект может даже сыграть роль клиента в переговорах, но не расскажет, каково это — провалить сделку и потом пересобирать уверенность по кусочкам.
Человеческий контакт остаётся единственным способом создать доверие, пробудить желание расти и превратить информацию в опыт. Без этого обучение остаётся только информированием.
Как использовать ИИ в обучении уже сейчас: 5 простых шагов
Пока одни спорят, заменит ли ИИ бизнес-тренеров, другие — пробуют и получают ощутимый результат.
Что можно сделать прямо сейчас, не дожидаясь идеального решения?
1. Генерировать материалы через ИИ. Это могут быть FAQ, шпаргалки, мини-тесты, даже разбор типовых кейсов. Такие заготовки экономят время методологов и помогают быстро закрывать повторяющиеся задачи.
2. Встраивать плагины с ИИ в распространённые платформы для управления обучением, такие как Moodle, TalentLMS, iSpring Learn.
3. Можно обойтись и без платформ. Использовать связку ChatGPT и Trello, чтобы за считанные часы создавать структурированные обучающие модули, адаптировать их под задачи команды и быстро запускать обучение.
Использовать комбинацию Docebo и Telegram-бота, чтобы с помощью ИИ-механизмов Docebo персонализировать обучение, а через Telegram доставлять полезный контент сотруднику в нужный момент — прямо в его привычный канал коммуникации.
4. Проверять всё вручную. У ИИ отличная скорость и фантазия, но с точностью он пока не как швейцарские часы. Описка, устаревший факт, непопадание в контекст — всё это случается. Поэтому без двойной проверки пока никуда.
5. Обсуждать в команде, что помогает, а что мешает. Где ИИ усиливает обучение, где тормозит. Где упрощает, а где превращается в «ещё один чатик».
ИИ — не тренер. Но ассистент класса люкс. Исследование Coursera показало: лучшие результаты — в гибридной модели, где ИИ работает вместе с живым экспертом. Человек задаёт тон, ИИ помогает держать ритм.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: