Эксперты: более трети россиян не вернутся к докризисным тратам на путешествия и рестораны
Снижение спроса наблюдается почти в 90% категорий потребления, а новая коронавирусная реальность затронет треть рынка потребительских расходов, говорится в сентябрьском исследовании консалтинговой компании The Boston Consulting Group и холдинга «Ромир».
Аналитики проследили, как меняются привычки потребления россиян в условиях пандемии, проанализировав данные о расходах в более чем 40 товарных категориях.
По мнению экспертов, уровень тревожности среди граждан страны относительно COVID-19 снижается, но 47% все еще думают, что худшее впереди. Что касается рынка, то, уверены специалисты, самыми последними восстановятся категории «развлечения» и «рестораны», поскольку сопряжены с высоким риском заражения.
Рост сейчас прогнозируется в пяти сферах - услуги ЖКХ, мобильная связь, продукты питания, товары для детей, домашний интернет и безрецептурные препарата.
При этом по 90% категорий все еще наблюдается отрицательный баланс спроса
Почти 36% опрошенных россиян заявили, что даже после завершения пандемии не смогут тратить на походы в рестораны докризисную сумму, 22% заявили о готовности восстановить траты на питание вне дома не раньше, чем через год после снятия всех ограничений.
Почти 59% россиян ответили, что чувствуют финансовую незащищенность, 30-40% заявили, что намерены меньше тратить в моллах и торговых центрах, 40% - собираются увеличить траты в каналах электронной коммерции.
Что говорят эксперты
По мнению управляющего директора и партнера BCG, руководителя экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Ивана Котова, наблюдается усиление тенденций, которые проявлялись и до пандемии, в частности, рост электронной коммерции и цифровых технологий.
Все эти тенденции имеют серьезный потенциал для того, чтобы закрепиться и сохранить свое влияние и после пандемии
Иван Котов
глава экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в РФ и СНГ
В свою очередь президент исследовательского холдинга «Ромир», основатель Mile Group и доктор социологических наук Андрей Милехин считает, что изменения в общественных отношениях и потребительском поведении были неизбежны, даже не смотря на «мобилизацию медицинских учреждений» и «преодоление первой волны».
Россияне вынуждены адаптироваться к новой реальности. <...> тяжелый процесс перестройки уже идет. Сложно и бизнесу. Некоторые отрасли тяжело переживают кризис, другие, как, например, онлайн-торговля и сервисы доставки, напротив, показывают небывалый рост
Андрей Милехин
президент исследовательского холдинга «Ромир»
Популярность различных цифровых каналов взаимодействия подтверждает и партнер в московском офисе BCG Максим Бахтин. Он отметил, что о желании увеличить траты в формате электронной коммерции заявили уже 66% опрошенных.
Все это явно демонстрирует значительно возросшую популярность разных форм цифровых каналов взаимодействия. Начало «второй волны» закрепит формирующиеся новые привычки и заставит большинство компаний пересмотреть подходы к управлению покупательскими путями
Максим Бахтин
партнер в московском офисе BCG
Пересмотр стратегий трат, которые произошли в течение года, будут иметь долгосрочное влияние, считает исполнительный директор холдинга «Ромир» Инна Караева.
До трети россиян в принципе не ожидают, что в дальнейшем будут тратить столько же, сколько тратили до пандемии в таких сферах как, например, путешествия и рестораны
Инна Караева
исполнительный директор холдинга «Ромир»
По ее мнению, это не говорит «о какой-то гибели» данных отраслей, а свидетельствует о том, что представителям такого бизнеса необходимо перестраиваться под изменения и «придумывать новые решения по перестройке».