27 июня в Иркутской областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского состоялась встреча с писателем, публицистом, телеведущим и политиком Захаром Прилепиным. Он автор известных романов «Патологии», «Санькя», «Обитель». Журналист The Иркутск room записал для вас самые интересные размышления писателя о политике, литературе, муках творчества.
Политика - дело тонкое
Мои политические убеждения сложились уже в начале 1990-х, я человек левоконсервативных, левопатриотических взглядов. Я с большим интересом понимаю всю сложность советской эпохи, всегда относился к ней с любопытством. Это пришло во многом через советскую литературу, детскую и юношескую вовлеченность во все это, через книги Аркадия Гайдара, поэзию Есенина, Маяковского, Багрицкого, и это стало внутренним основанием для всех моих взглядов, убеждений и представлений о радости, честности, пассионарности, мужестве, достоинстве. Я с этим, собственно, не расстался.Нам надо добиться, чтобы Россией управляла элита, которая была бы невъездная во весь остальной земной шар. Вот надо принудить их к таким действиям, чтобы их всех ждала, например, скамья подсудимых в Гааге, чтобы они всех своих тёщ, собачек, любовниц перевезли обратно в Россию. Это наша скромная человеческая задача. А в Европу будем ездить мы. Они будут сидеть здесь, а мы будем путешествовать вместо них.
О национальной идее
Я считаю, что национальная идея в России должна быть связана с демографией и образованием молодого поколения. Если мы родим много детей и дадим им отличное образование, то через десять-двадцать лет мы получим тридцать миллионов новейшего поколения, которое сможет организовать геополитическое и культурное пространство так, что мама не горюй.О русской литературе -- классической и современной
То, что сегодня пишут Михаил Тарковский, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, – это надо здесь и сейчас прочитать, потому что это по-настоящему круто, не хуже любой другой современной мировой литературы.
Я вам точно скажу, что современная русская литература по гамбургскому счету очень серьезная, очень глубокая, жесткая, умная.Я уж не говорю про старших мастеров: с нами рядом жил Распутин; у нас есть, как бы мы к ним не относились, Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Борис Екимов. И сносить все это со счетов, говорить, как Невзоров, что «я буду иметь дело только с проверенными ребятами, такими как Толстой и Чехов, а все современное – суета», – это делается только для самоутверждения.
О нерефлексирующем герое
О проблематике литературы
Вся великая мировая литература занимается сугубо своими личными проблемами. Поэтому очень глупо писать о проблемах британцев или американцев из России. Почему известен турецкий писатель Орхан Памук? Потому что он пишет о турецком быте, как они там живут, как влюбляются, как расходятся – и это все крайне любопытно, потому что мы так себя угадываем.Нет никаких общемировых проблем, есть частные проблемы, которые становятся общемировыми.
Об издании первой книги
Если вы думаете, что мир литературы – это мир шоу-бизнеса, где нужно иметь определенные связи и продюсерский центр, то этого совершенно нет. Я написал роман, отправил его в одно издательство, потом в другое, роман вышел, попал в шорт-лист премии «Национальный бестселлер».Так со всеми: писателей читают, потому что читают.Пелевин, Сорокин – читаемые писатели не потому, что их кто-то распиарил. Пелевин уже двадцать лет не дает интервью и никто его даже не видел уже, какой пиар? В шоу-бизнесе можно запустить песенку на радио, чтобы она крутилась там двести раз и чтобы люди уже начали, как зомби, ее повторять. В литературе такие вещи не работают, там серьезные отношения – сел, читаешь книжку, и никто, никакой пиар не заставит тебя дочитать ее до конца, если она тебе не нравится.
О последней книге «Все, что должно разрешиться. Хроника идущей войны»
О драматургии
Мне совершенно не интересна драматургия, потому что для меня самое главное происходит в пространстве фразы, текста, эмоций, авторской ремарки, всего этого вещества прозы.Я однажды писал для МХАТа, Кирилла Серебренникова, сценарий для постановки по роману «Санькя», – так я вообще все проклял. Потому что так скучно заниматься, во-первых, своим текстом, уже написанным, во-вторых, выкидывать все самое главное из романа и оставлять одни только диалоги, сцены, мизансцены. Я уважаю чужую драматургию, своей не хочу заниматься.
О том, над чем работает сейчас
Фото: сайт Захара Прилепина, сайт библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского