Первый мульт из пластилина вышел больше ста лет назад и назывался в духе Линор Горалик: «Мечта уэльской гренки с сыром, сделанной скульптором». С тех пор мы стали свидетелями явления братьев Колобков, Уоллеса и Громита, сбежавших из курятника кур, пластилиновой вороны, и это еще не все… Итак, что такое пластилин и с чем его едят? Как одушевить пластилин и заполучить для своего ролика не унылого зомби, а стильного няшу, который завоюет сердца? На вопросы отвечает хозяин единственной в Екб пластилиновой студии мультипликации «Мультилин» Александр Шипулин.
- Как вы начинали свою мульт-практику? Как, вообще, человек может приобрести такую редкую профессию – мультипликатор?
- Все началось с сильных впечатлений. Классе в четвертом нас водили на экскурсию на Свердловскую киностудию, показывали декорации мультфильмов – деревья и цветы, выпиленные из оргстекла, показывали кукол, которые могут двигаться и застывать в разных положениях. А еще до этого я занимался в кружке при Театре кукол. Но в театре рядом с куклой всегда есть человек, а в мультипликации все было иначе: кукла может двигаться на экране без участия человека, и эта идея меня очень вдохновила. К седьмому классу я понял, что можно снимать мультфильмы, к восьмому раздобыл кинокамеру, спасибо директору школы, незаметно освоил процесс съемки и проявки, снимал разные эксперименты и постепенно пришел к пластилину. И потом я, школьник, написал в Москву письмо режиссеру Гарри Бардину, что мне интересно снимать мультфильмы. На удивление, он мне ответил. И дальше пошел такой обмен: дома я снимал свои работы, а летом приезжал в Москву, показывал мультипликаторам, они давали советы и говорили, что можно еще поснимать. Потом была учеба в московской школе-студии «ШАР», при Высших Курсах Сценаристов и Режиссеров. Студия «Мультилин» - мой нынешний проект, мне очень интересно его вести и интересно, во что он выльется.
- А почему пластилин, а не рисунок?
- В рисунке я не так свободно себя чувствую. Моя учитель в школе-студии «ШАР» Виолетта Павловна Колесникова могла нарисовать любого персонажа в любом ракурсе, в любой фазе движения, для такого уровня мастерства нужно набивать руку и много заниматься рисунком. Но ведь можно не рисовать, а просто провести персонажа в пространстве. Рисованная мультипликация, к тому же, не настолько зрелищна в производстве, она более технологична. И пластилин – это доступный материал, он хорош тем, что персонажей можно как угодно трансформировать. Герой меняет форму, перетекает из одного в другое – и на это уже интересно смотреть. Сюжет в мультфильме – это тоже интересно, но сюжет требует своей логики построения, логики съемки. Выстраивание сюжета – это работа режиссера, а движение и трансформации – это более свободная работа мультипликатора.
- Есть ли коммерческий потенциал у пластилиновой мультипликации? Кроме рекламы?
- Можно снимать реальные мультфильмы, пластилиновые сериалы, это не так уж невозможно. И начинать сотрудничество с телевидением, с кинопрокатом. Когда мои ученики подрастут и, возможно, захотят заняться такими проектами, можно будет подумать о полноценной студии. Больше того, есть мысли снимать пластилиновые мультики в формате 3D. Объемные, чтобы смотреть их по телевизору в специальных очках. Это технически возможно на имеющейся базе уже сейчас. Есть очень много возможностей, из них может вырасти полноценная мульт-студия, не обязательно работающая только на пластилине.
- А студия в Екб по сравнению со столичными студиями имеет сложности?
- Столицы отличаются в основном тем, что там крутится больше денег. Но с другой стороны, вот я езжу уже 20 лет на студию Бардина, это режиссер, имеющий около 60 международных призов, и каждый раз он на свой фильм ищет деньги. Был на студии «Пилот», представился: «Вот, я ваш коллега из Екатеринбурга». Первый вопрос, который они мне задали: «Удается профессией зарабатывать?» - «Пока нет». Даже там зарплаты соизмеримы с нашими, что по меркам Москвы очень мало. Но мультипликатор может зарабатывать, например, еще и делая рекламные ролики, я этим тоже занимался.
- Есть ли секрет успеха пластилинового мультика?
- Секрет успеха вам никто не скажет. Интересные сюжеты, какие-то стильные персонажи – все это работает. Но любые съемки любого фильма – это эксперимент. Готовых рецептов нет. По готовым рецептам пытаются снимать мультфильмы типа «Алеши Поповича». Успех непредсказуем. Когда снимали первые «Звездные войны», то все (и даже участники проекта) считали, что снимаются в какой-то трэшевой фигне. Продюсеры сомневались, удивительно, как, вообще, это досняли. И во что это вылилось. Я тоже не знаю, что получится из мультипликационной студии, но мне интересно этим заниматься. Нравится лепить, снимать. Процесс съемки очень втягивает и влюбляет. И очень нравится, когда приходят ребята, взрослые люди и испытывают восторг от того, что у них что-то получилось.