Алексей Макаркин о том, как Россия пытается избежать ловушек, которых боятся Греф и Чубайс
Автор Forbes Алексей Макаркин рассказывает о споре руководителя «Роснано» Анатолия Чубайса и главы Сбербанка Германа Грефа на Московском финансовом форуме, которые разошлись в оценке современной ситуации.
Автор материала отмечает, что Чубайс сравнил современные экономические власти с автомобилем, у которого только две педали — газ и тормоз. Педаль газа - это экономика, за которую отвечает Антон Силуанов, а педаль тормоза - правоохранительная система. По его мнению, правительство "ухитрилось нажать на обе педали так, «что кости трещат». Чубайс считает, что «у нас блестящая, лучшая за 28 лет бюджетная политика, блестящая, лучшая за 28 лет кредитно-финансовая политика — фантастические параметры, начиная с долга к ВВП, кончая уровнем инфляции». В его время мечтать о таком было нельзя. Поэтому он уверен, что нужно что-то делать с педалью тормоза - «правоохранительной системой».
Что касается Германа Грефа, то он полагает, что проблема глубже и все дело в отсутствии современных моделей управления и понимания, как именно развивать экономику.
«Проблема значительно более фундаментальная: Россией управлять становится все более и более сложно, мы пытаемся старый инструмент, во многом еще с советских времен, юзать, и это «не полетит», — сказал бывший министр экономического развития. Он отмечает, что нет бизнес-модели экономического роста страны. Греф предполагает, что такая ситуация приведет к очень низким ценам на нефть и страна "пока не готова к новым рискам, и призвал готовиться к ним уже сейчас".
Алексей Макаркин в свою очередь отмечает, что современная модель есть и долгое время ее отстаивает Антон Силуанов, которому пришлось стать арбитром в споре Анатолия Чубайса и Германа Грефа.
"Антон Силуанов считает, что существует так называемая ловушка среднего дохода, в которой оказались многие развивающиеся экономики, в том числе страны БРИКС, многие азиатские страны. Проблема обычно возникает, когда развивающиеся страны застревают посередине в связи с ростом заработной платы и снижением ценовой конкурентоспособности, и не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров. Из такой ловушки пока удавалось вырваться лишь немногим странам, таким как, например, Япония, Южная Корея, Сингапур. Сегодня исторический шанс вырваться из этой ловушки есть и у России. За прошлые годы накоплены большие резервы, создана устойчивая макроэкономическая конструкция. Сегодня России нужны масштабные инвестиции в инфраструктуру, образование, развитие человеческого капитала — именно за счет таких инвестиций из ловушки среднего дохода вырвалась, например, Южная Корея. И в России такие инвестиции осуществляются через национальные проекты. А значит, Россия может совершить рывок", - пишет Макаркин.
"Прежде всего, запущена работа национальных проектов: 25,7 трлн рублей за 5 лет будут потрачены на кардинальное улучшение качества жизни. Например, нацпроект «Здравоохранение»: сегодня в России 788 городов и поселков не имеют доступа к первичной медицинской помощи. Если этот нацпроект будет реализован, то таких городов больше не останется. Другой пример: жители восьми городов дышат отравленным воздухом. Предусмотрено, что не должно быть ни одного населенного пункта с загрязненной атмосферой. Правительство занимаемся и вопросами демографии, ключевыми для нормального развития страны", - отмечает он.
Также создаются условия для экономического роста.
"Тем самым Россия уже научилась переживать сырьевые кризисы, и экономический блок правительства имеет четкую модель диверсификации экономики, заранее ослабляя влияние таких шоков. Эта модель носит системный характер и минимизирует возникающие риски — даже те, которые кажутся запредельными. А то, что реформаторы спорят, — таким начинаниям это только на пользу. Компетентная критика позволит уточнить цели и планы", - резюмирует автор статьи.
Фото: Игорь Иванко/Агентство городских новостей «Москва»