Изнанка бизнеса. Как открыть языковую школу и не облажаться: подводные камни, затраты и юридические нюансы

Елена Жукова, генеральный директор Международной языковой школы ILS

Как открыть свою языковую школу и не облажаться

Поразительно, как много людей, начинающих путь в языковом бизнесе, верят, что владелец школы может просто открыть несколько филиалов и жить припеваючи, получая дивиденды. Такие мифы порой ломают судьбы и создают предпосылки к пополнению рядов банкротов.

Что нужно учесть, чтобы успешно открыть языковую школу и не менее эффективно ее развивать?

Задача N1: грамотно рассчитать объем первоначальных вложений

Объем первоначальных вложений во многом зависит от амбиций владельца будущей языковой школы. Место аренды, размер и наличие/отсутствие дизайна помещений, приобретаемое оборудование – все это может крайне сильно варьироваться и, соответственно, влиять на бюджет открытия языкового бизнеса.

Крайне важно все взвесить на берегу, распланировать от и до и быть готовым к тем расходам, от которых никуда не убежишь. Чтобы не собирать потом с миру по нитке.

Если мы имеем в виду современную школу с хорошим оборудованием и новейшими технологиями в Москве и Подмосковье, то обязательные статьи расходов будут выглядеть примерно так:

Аренда помещения (в среднем 100-120 кв.м.): 180–350 тысяч рублей. Разброс цен зависит от района. При аренде, как правило, вносится двойная сумма: первый и последний месяц. Иногда владельцы помещения могут просить оплату за три месяца вперед.

Ремонт помещения: 500 тысяч – 1 млн. рублей. Это при условии, что помещению требуется только косметический ремонт. Если же ремонт нужен с нуля, то готовьте 3–5 миллионов рублей.

Оборудование. В среднем расчет лучше делать на 4 класса, то есть 4 интерактивных доски или комплекта: 200 тысяч каждый комплект.

Мебель (стулья, столы и пр.): 300-500 тысяч рублей

Мебель учительская и раздевалка: 300 тысяч рублей. В нашей школе учительская мебель делалась под заказ, так как было принято решение оборудовать помещения мебелью удобной для учителей.

Компьютерное оборудование для учительской, отдела продаж: 500 тысяч рублей.

Принтер: 100 тысяч рублей. Здесь на все сто процентов работает поговорка «скупой платит дважды», поэтому лучше на этой статье расходов не экономить, а взять сразу качественное оборудование, рассчитанное на быструю обработку большого количества копий.

Как открыть свою языковую школу

Учительская библиотека: 300 тысяч.

Изготовление вывески и монтаж: 50-100 тысяч. Аренда места под вывеску: 10-20 тысяч

Реклама (только первичная): 250-300 тысяч.

Сайт: от 50 тысяч за сайт-визитку на Тильде, 150 тысяч за полноценный, но очень простой сайт и до 1 млн рублей за полностраничный сайт с сео-текстами

CRM: адаптация готового продукта под нужды школы 30-50 тысяч рублей и ежемесячное обслуживание 10 тысяч рублей.

Из-за таких расценок и желания многих владельцев языковых школ сэкономить на рынке образования очень часто можно встретить школы с белыми магнитными досками, дизайном стен со стеклообоями, стульями с обивкой из серого кожзама и школьными партами.

Все стоит дорого, и вкладываться так сильно на первых порах очень не хочется. Но экономия на качестве помещений и их содержимого – заведомо провальная стратегия в отношении имиджа вашего бизнеса. И аукнуться это может вплоть до провала и необходимости распрощаться с мечтой о стабильно привлекающей клиентов языковой школе.

Задача N2: найти и мотивировать преподавателей

Ситуация на рынке языковых услуг такова, что репетитор всегда будет зарабатывать больше, чем преподаватель только что открывшейся языковой школы.

Как открыть свою языковую школу и не облажаться

Позднее можно создать эффективную систему мотивации преподавателей, зависящую от множества переменных: таких, как выполнение KPI со множеством разных включенных показателей эффективности работы: от способности удержать студента на занятиях в течение всего периода обучения до успешного прохождения учащимися тестирования на уровень владения языком.

На начальном же этапе к каждому педагогу придется искать индивидуальный подход, как его замотивировать на работу в вашей организации. Тем более, что преподавать просто по учебникам – путь в никуда. Педагоги должны быть готовы изобретать новые пути подачи материала студентам, которые смогут их заинтересовать и увлечь, то есть работы у них будет много и нестандартной.

До преподавателей нужно донести выгодные отличия работы в языковой школе по сравнению с работой репетитором на себя.

А их на самом деле масса:

    cтабильная зарплата и нагрузка - даже летом и в период кризисов, пандемии, например. При этом заработная плата будет полностью белой;

    cоциальные «плюшки»: отпускные, больничные, возможности показать стабильный доход при оформление кредита и прочее. Многие школы предлагают дополнительно возможность бесплатного обучения для членов семьи преподавателя;

    повышение языкового и профессионального уровня. Хороший владелец школы будет проводить регулярные тренинги для преподавателей, следить за уровнем их языковой подготовки и помогать с повышением квалификации;

    отсутствие проблем с поиском коллектива единомышленников для общения на сугубо профессиональные темы - коллеги все время рядом;

    комфортное, полностью оборудованное и стильное рабочее место;

    возможность дополнительного заработка и смены деятельности, чтобы избежать выгорания. Например, мы предоставляем возможность снимать reels, монтировать ролики, писать статьи, проводить тренинги, вести социальные сети, создавать буклеты, составлять методички и планы уроков, разрабатывать собственные методики преподавания. Все это оплачивается дополнительно;

    возможность карьерного роста - от преподавателя до директора по обучению.

Задача N3: найти и мотивировать сотрудников отдела продаж

В ситуации, когда языковая школа только создается, и нет в активе еще ни одного клиента, найти сотрудников отдела продаж может быть задачкой со звездочкой, а то и с двумя. Потенциальные «продажники» будут просто не понимать из чего будет состоять их заработная плата, во многом базирующаяся на бонусах от продаж.

Как открыть свою языковую школу и не облажаться

Здесь также необходимо донести до потенциальных сотрудников выгоды работы в языковой школе:

    стабильная зарплата и возможность получать бонусы и премии;

    карьерный рост - от консультанта до супервайзера;

    работа с мотивированными клиентами;

    бесплатное обучение для специалиста и членов его семьи;

    удобное расположение офисов и полностью оборудованные комфортные рабочие места;

    продукт, который легко и не стыдно продавать;

    корпоративные мероприятия, подарки к праздникам;

    возможность повышения квалификации за счет школы;

    длительный срок работы: многие сотрудники работают 7-10 лет, что для сферы продаж считается большим сроком.

Задача N4: оповестить округу, что вы открылись


Будем считать, что вам удалось найти хороших преподавателей и отличных сотрудников отдела продаж. Все обучены и готовы к работе, то есть ждут клиентов. И теперь вам необходимо максимально быстро разобраться в маркетинговых инструментах, которых пруд пруди, и выяснить, какие же из них будут эффективны именно в вашем случае. Особенно, если ваша школа находится не на одной из центральных улиц Москвы, а расположена в глубинке Подмосковья.

К слову, не все так просто не только с видами маркетинга, но и с, казалось бы, будничным делом – разместить вывеску. Дело в том, что в каждом городе свои правила их размещения: где-то не нужно ничего ни с кем согласовывать, где-то необходимо разрешение от архитектора здания, где-то от жильцов дома.

Эффективнее всего на этапе открытия школы может сработать проведение дней открытых дверей. Оповещать о таких мероприятиях население лучше всего через партнеров в том же районе, где территориально расположена ваша школа - к моменту открытия неплохо уже обрасти сетью таких контактов. Если мы говорим об обучении для детей, то стоит зайти в школы, познакомиться с директорами или завучами, пройтись по детским площадкам и раздать маленькие подарочки (флажки, шарики, шоколадки, магнитики) с рассказом о себе и приглашением на день открытых дверей.

Разумеется, стоит подключить и местные СМИ с размещением в них информации об открытии и предлагаемых услугах. По возможности размещать баннеры об открытии школы на местных сайтах.

При этом вложения в рекламу должны быть разумными. Раньше в среде предпринимателей существовала установка, что от оборота необходимо тратить на рекламу 10%. Я же убеждена, что для «раскрутки» школы необходимо, прежде всего, время – примерно года три-четыре. Тропу нужно протоптать, чтобы заработать репутацию, тогда в дополнение к рекламе заработает сарафанное радио. Так что сразу тратить на рекламу миллион, например – бессмысленно. Намного эффективнее вложить эти средства в обучение преподавателей, создание библиотеки для учителей, проведение бесплатных мероприятий для потенциальных клиентов.

Разумеется, наличие вывески и баннера «Мы открылись» обязательно, какой бы проблемной ни была для решения задача по их размещению.

Кроме того, в начале работы стоит озадачиться созданием акционных предложений для первых клиентов. Это может быть, например, 25% скидка на первый месяц обучения при заключении договора.

Задача N5: разобраться в юридических и финансовых тонкостях

Лицензирование, настройка CRM, бухучет – процедуры прохождения и запуска всех необходимых юридических и финансовых процессов поначалу могут быть тайной за семью печатями для человека, решившего открыть свою языковую школу, придя в бизнес, например, из сферы частного преподавания. Придется покорпеть и во всем этом тоже разобраться – иначе никак. Конечно, это все решаемо, но потребуются временные и денежные ресурсы.

Здесь на помощь владельцу языкового бизнеса придут интернет и информация на официальных сайтах соответствующих ведомств и структур.

Именно на этих порталах можно будет получить максимально актуальную информацию, поскольку языковая сфера в плане юридических и финансовых тонкостей прошла за последнее время путь больших перемен.

Мой совет: не стоит бежать за помощью к специалистам, не ознакомившись с сутью вопроса для начала самостоятельно. По моему опыту, не всегда специалист даст ту информацию, которая вам нужна. Он может думать однобоко и знать ситуацию только с одной стороны, а вы должны быть подкованы со всех сторон. Ведь это ваш бизнес, а не стороннего эксперта.

В целом же владельцу языковой школы нужно быть готовым к тому, чтобы полностью погрузиться во все детали бизнес-процессов.

Погрузиться настолько, чтобы иметь возможность в случае болезни сотрудника отдела продаж, самому его заменить. Или сесть при необходимости на ресепшн.

А параллельно придется помнить, что владелец – это лицо компании. И лицо не номинальное, а буквальное: придется общаться по всем вопросам с клиентами, нести ответственность за действия сотрудников, при необходимости объяснять вежливо и доходчиво, по каким причинам нет результатов от обучения, и многое другое. Есть, конечно, другой вариант – поставить другого человека генеральным директором и переложить на него эти обязанности. Однако это дополнительная статья расходов, минимум в 100 тысяч рублей в месяц, а также отсутствие гарантий, что генеральный директор будет качественно исполнять свои обязанности. Нужно четко понимать, что это ваш бизнес, и он нужен только вам.

Придется постоянно следить и за экономической ситуацией в стране. Выжить в кризис можно, но нужно быть очень гибким: оперативно подстраиваться под меняющиеся реалии, придумывать новые курсы, программы под определенные цели и запросы, постоянно отслеживать результаты студентов и стремиться к максимальным показателям.

Для того, чтобы оставаться на плаву и продолжать развиваться даже в трудные времена нужно уметь расширять возможности образования в максимально сжатые сроки:

    есть офлайн обучение – быть готовыми запустить онлайн-формат;

    есть и то, и другое – дать возможность заниматься в гибридной форме (например, в группе, но удаленно);

    создавать недорогие разовые продукты: квесты и мастер-классы;

    использовать акции и программы лояльности;

    делать процесс обучения и оплаты легким и удобным: давать всевозможные «плюшки», как возврат налога и оплата материнским капиталом;

    вводить линейку премиум-продуктов (например, индивидуальные уроки с носителем).

И, конечно, нельзя забывать, что обучение должно быть интересным: клиенты приходят в школу не только чтобы учиться, но и общаться, получать положительные эмоции.

При этом во всех процессах стоит руководствоваться здравым смыслом: выживать, чтобы выжить – не то, что стоит делать со своей бизнес-жизнью. Необходимо оценивать рентабельность дела, чтобы понимать, стоит ли продолжать.

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru