Изнанка бизнеса. Как открыть языковую школу и не облажаться: подводные камни, затраты и юридические нюансы
Елена Жукова, генеральный директор Международной языковой школы ILS
Поразительно, как много людей, начинающих путь в языковом бизнесе, верят, что владелец школы может просто открыть несколько филиалов и жить припеваючи, получая дивиденды. Такие мифы порой ломают судьбы и создают предпосылки к пополнению рядов банкротов.
Что нужно учесть, чтобы успешно открыть языковую школу и не менее эффективно ее развивать?
Задача N1: грамотно рассчитать объем первоначальных вложений
Объем первоначальных вложений во многом зависит от амбиций владельца будущей языковой школы. Место аренды, размер и наличие/отсутствие дизайна помещений, приобретаемое оборудование – все это может крайне сильно варьироваться и, соответственно, влиять на бюджет открытия языкового бизнеса.
Крайне важно все взвесить на берегу, распланировать от и до и быть готовым к тем расходам, от которых никуда не убежишь. Чтобы не собирать потом с миру по нитке.
Если мы имеем в виду современную школу с хорошим оборудованием и новейшими технологиями в Москве и Подмосковье, то обязательные статьи расходов будут выглядеть примерно так:
Аренда помещения (в среднем 100-120 кв.м.): 180–350 тысяч рублей. Разброс цен зависит от района. При аренде, как правило, вносится двойная сумма: первый и последний месяц. Иногда владельцы помещения могут просить оплату за три месяца вперед.
Ремонт помещения: 500 тысяч – 1 млн. рублей. Это при условии, что помещению требуется только косметический ремонт. Если же ремонт нужен с нуля, то готовьте 3–5 миллионов рублей.
Оборудование. В среднем расчет лучше делать на 4 класса, то есть 4 интерактивных доски или комплекта: 200 тысяч каждый комплект.
Мебель (стулья, столы и пр.): 300-500 тысяч рублей
Мебель учительская и раздевалка: 300 тысяч рублей. В нашей школе учительская мебель делалась под заказ, так как было принято решение оборудовать помещения мебелью удобной для учителей.
Компьютерное оборудование для учительской, отдела продаж: 500 тысяч рублей.
Принтер: 100 тысяч рублей. Здесь на все сто процентов работает поговорка «скупой платит дважды», поэтому лучше на этой статье расходов не экономить, а взять сразу качественное оборудование, рассчитанное на быструю обработку большого количества копий.
Учительская библиотека: 300 тысяч.
Изготовление вывески и монтаж: 50-100 тысяч. Аренда места под вывеску: 10-20 тысяч
Реклама (только первичная): 250-300 тысяч.
Сайт: от 50 тысяч за сайт-визитку на Тильде, 150 тысяч за полноценный, но очень простой сайт и до 1 млн рублей за полностраничный сайт с сео-текстами
CRM: адаптация готового продукта под нужды школы 30-50 тысяч рублей и ежемесячное обслуживание 10 тысяч рублей.
Из-за таких расценок и желания многих владельцев языковых школ сэкономить на рынке образования очень часто можно встретить школы с белыми магнитными досками, дизайном стен со стеклообоями, стульями с обивкой из серого кожзама и школьными партами.
Все стоит дорого, и вкладываться так сильно на первых порах очень не хочется. Но экономия на качестве помещений и их содержимого – заведомо провальная стратегия в отношении имиджа вашего бизнеса. И аукнуться это может вплоть до провала и необходимости распрощаться с мечтой о стабильно привлекающей клиентов языковой школе.
Задача N2: найти и мотивировать преподавателей
Ситуация на рынке языковых услуг такова, что репетитор всегда будет зарабатывать больше, чем преподаватель только что открывшейся языковой школы.
Позднее можно создать эффективную систему мотивации преподавателей, зависящую от множества переменных: таких, как выполнение KPI со множеством разных включенных показателей эффективности работы: от способности удержать студента на занятиях в течение всего периода обучения до успешного прохождения учащимися тестирования на уровень владения языком.
На начальном же этапе к каждому педагогу придется искать индивидуальный подход, как его замотивировать на работу в вашей организации. Тем более, что преподавать просто по учебникам – путь в никуда. Педагоги должны быть готовы изобретать новые пути подачи материала студентам, которые смогут их заинтересовать и увлечь, то есть работы у них будет много и нестандартной.
До преподавателей нужно донести выгодные отличия работы в языковой школе по сравнению с работой репетитором на себя.
А их на самом деле масса:
cтабильная зарплата и нагрузка - даже летом и в период кризисов, пандемии, например. При этом заработная плата будет полностью белой;
cоциальные «плюшки»: отпускные, больничные, возможности показать стабильный доход при оформление кредита и прочее. Многие школы предлагают дополнительно возможность бесплатного обучения для членов семьи преподавателя;
повышение языкового и профессионального уровня. Хороший владелец школы будет проводить регулярные тренинги для преподавателей, следить за уровнем их языковой подготовки и помогать с повышением квалификации;
отсутствие проблем с поиском коллектива единомышленников для общения на сугубо профессиональные темы - коллеги все время рядом;
комфортное, полностью оборудованное и стильное рабочее место;
возможность дополнительного заработка и смены деятельности, чтобы избежать выгорания. Например, мы предоставляем возможность снимать reels, монтировать ролики, писать статьи, проводить тренинги, вести социальные сети, создавать буклеты, составлять методички и планы уроков, разрабатывать собственные методики преподавания. Все это оплачивается дополнительно;
возможность карьерного роста - от преподавателя до директора по обучению.
Задача N3: найти и мотивировать сотрудников отдела продаж
В ситуации, когда языковая школа только создается, и нет в активе еще ни одного клиента, найти сотрудников отдела продаж может быть задачкой со звездочкой, а то и с двумя. Потенциальные «продажники» будут просто не понимать из чего будет состоять их заработная плата, во многом базирующаяся на бонусах от продаж.
Здесь также необходимо донести до потенциальных сотрудников выгоды работы в языковой школе:
стабильная зарплата и возможность получать бонусы и премии;
карьерный рост - от консультанта до супервайзера;
работа с мотивированными клиентами;
бесплатное обучение для специалиста и членов его семьи;
удобное расположение офисов и полностью оборудованные комфортные рабочие места;
продукт, который легко и не стыдно продавать;
корпоративные мероприятия, подарки к праздникам;
возможность повышения квалификации за счет школы;
длительный срок работы: многие сотрудники работают 7-10 лет, что для сферы продаж считается большим сроком.
Задача N4: оповестить округу, что вы открылись
Будем считать, что вам удалось найти хороших преподавателей и отличных сотрудников отдела продаж. Все обучены и готовы к работе, то есть ждут клиентов. И теперь вам необходимо максимально быстро разобраться в маркетинговых инструментах, которых пруд пруди, и выяснить, какие же из них будут эффективны именно в вашем случае. Особенно, если ваша школа находится не на одной из центральных улиц Москвы, а расположена в глубинке Подмосковья.
К слову, не все так просто не только с видами маркетинга, но и с, казалось бы, будничным делом – разместить вывеску. Дело в том, что в каждом городе свои правила их размещения: где-то не нужно ничего ни с кем согласовывать, где-то необходимо разрешение от архитектора здания, где-то от жильцов дома.
Эффективнее всего на этапе открытия школы может сработать проведение дней открытых дверей. Оповещать о таких мероприятиях население лучше всего через партнеров в том же районе, где территориально расположена ваша школа - к моменту открытия неплохо уже обрасти сетью таких контактов. Если мы говорим об обучении для детей, то стоит зайти в школы, познакомиться с директорами или завучами, пройтись по детским площадкам и раздать маленькие подарочки (флажки, шарики, шоколадки, магнитики) с рассказом о себе и приглашением на день открытых дверей.
Разумеется, стоит подключить и местные СМИ с размещением в них информации об открытии и предлагаемых услугах. По возможности размещать баннеры об открытии школы на местных сайтах.
При этом вложения в рекламу должны быть разумными. Раньше в среде предпринимателей существовала установка, что от оборота необходимо тратить на рекламу 10%. Я же убеждена, что для «раскрутки» школы необходимо, прежде всего, время – примерно года три-четыре. Тропу нужно протоптать, чтобы заработать репутацию, тогда в дополнение к рекламе заработает сарафанное радио. Так что сразу тратить на рекламу миллион, например – бессмысленно. Намного эффективнее вложить эти средства в обучение преподавателей, создание библиотеки для учителей, проведение бесплатных мероприятий для потенциальных клиентов.
Разумеется, наличие вывески и баннера «Мы открылись» обязательно, какой бы проблемной ни была для решения задача по их размещению.
Кроме того, в начале работы стоит озадачиться созданием акционных предложений для первых клиентов. Это может быть, например, 25% скидка на первый месяц обучения при заключении договора.
Задача N5: разобраться в юридических и финансовых тонкостях
Лицензирование, настройка CRM, бухучет – процедуры прохождения и запуска всех необходимых юридических и финансовых процессов поначалу могут быть тайной за семью печатями для человека, решившего открыть свою языковую школу, придя в бизнес, например, из сферы частного преподавания. Придется покорпеть и во всем этом тоже разобраться – иначе никак. Конечно, это все решаемо, но потребуются временные и денежные ресурсы.
Здесь на помощь владельцу языкового бизнеса придут интернет и информация на официальных сайтах соответствующих ведомств и структур.
Именно на этих порталах можно будет получить максимально актуальную информацию, поскольку языковая сфера в плане юридических и финансовых тонкостей прошла за последнее время путь больших перемен.
Мой совет: не стоит бежать за помощью к специалистам, не ознакомившись с сутью вопроса для начала самостоятельно. По моему опыту, не всегда специалист даст ту информацию, которая вам нужна. Он может думать однобоко и знать ситуацию только с одной стороны, а вы должны быть подкованы со всех сторон. Ведь это ваш бизнес, а не стороннего эксперта.
В целом же владельцу языковой школы нужно быть готовым к тому, чтобы полностью погрузиться во все детали бизнес-процессов.
Погрузиться настолько, чтобы иметь возможность в случае болезни сотрудника отдела продаж, самому его заменить. Или сесть при необходимости на ресепшн.
А параллельно придется помнить, что владелец – это лицо компании. И лицо не номинальное, а буквальное: придется общаться по всем вопросам с клиентами, нести ответственность за действия сотрудников, при необходимости объяснять вежливо и доходчиво, по каким причинам нет результатов от обучения, и многое другое. Есть, конечно, другой вариант – поставить другого человека генеральным директором и переложить на него эти обязанности. Однако это дополнительная статья расходов, минимум в 100 тысяч рублей в месяц, а также отсутствие гарантий, что генеральный директор будет качественно исполнять свои обязанности. Нужно четко понимать, что это ваш бизнес, и он нужен только вам.
Придется постоянно следить и за экономической ситуацией в стране. Выжить в кризис можно, но нужно быть очень гибким: оперативно подстраиваться под меняющиеся реалии, придумывать новые курсы, программы под определенные цели и запросы, постоянно отслеживать результаты студентов и стремиться к максимальным показателям.
Для того, чтобы оставаться на плаву и продолжать развиваться даже в трудные времена нужно уметь расширять возможности образования в максимально сжатые сроки:
есть офлайн обучение – быть готовыми запустить онлайн-формат;
есть и то, и другое – дать возможность заниматься в гибридной форме (например, в группе, но удаленно);
создавать недорогие разовые продукты: квесты и мастер-классы;
использовать акции и программы лояльности;
делать процесс обучения и оплаты легким и удобным: давать всевозможные «плюшки», как возврат налога и оплата материнским капиталом;
вводить линейку премиум-продуктов (например, индивидуальные уроки с носителем).
И, конечно, нельзя забывать, что обучение должно быть интересным: клиенты приходят в школу не только чтобы учиться, но и общаться, получать положительные эмоции.
При этом во всех процессах стоит руководствоваться здравым смыслом: выживать, чтобы выжить – не то, что стоит делать со своей бизнес-жизнью. Необходимо оценивать рентабельность дела, чтобы понимать, стоит ли продолжать.