Интеграция в ЕАЭС для его участников: эффект и возможные направления развития
Пыжиков Никита Сергеевич - руководитель центра Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли
Евразийский экономический союз представляет одну из наиболее глубоких форм интеграции в мире. По уровню институциональной интеграции ЕАЭС занимает второе место после Европейского союза. Однако ЕАЭС только в этом году исполнилось 8 лет (с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС), в то время как возраст ЕС достигнет отметки в 30 лет (с момента вступления в силу Маастрихтского договора).
За относительно небольшой срок в Союзе удалось выстроить наднациональную систему регулирования, обеспечивающую устойчивый рост для всех его государств-членов и поддержку в условиях кризиса.
Например, в 2020 г. мировая экономика сократилась на 3,1%, в то время реальный ВВП ЕАЭС снизился на 2,6%. В 2022 г. международные организации прогнозировали сокращение совокупного ВВП Союза на уровне 3%, в реальности снижение составило 1,6%. В 2023 году, согласно прогнозам МВФ, ожидается рост реального ВВП ЕАЭС более 1%.
На наднациональный уровень сегодня полностью отнесены функции таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (за исключением временных мер), применения защитных мер, торговые режимы с третьими странами.
В Союзе применяется единый таможенный тариф, решение о введении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер принимается Коллегий Евразийской экономической комиссии.
Наконец, Страны Союза совместно разрабатывают технические регламенты ЕАЭС, устанавливаются единые санитарные и фитосанитарные требования к продукции, обращающейся на территории Союза. Сегодня принято 52 техрегламента ЕАЭС, которые охватывают более 85% продукции, производимой государствами-членами Союза. Единые требования к продукции минимизируют нетарифные барьеры в торговле между участниками объединения.
Все эти факторы в совокупности оказывают прямое влияние на свободу движения товаров в ЕАЭС, в частности на взаимную торговлю государств-членов Союза.
В 2022 г. объем взаимной торговли стран Союза достиг максимального значения за все время существования - 83,3 млрд долл. (+87% к 2015 г.), а доля оборота взаимной торговли во внешнеторговом обороте ЕАЭС составила почти 18%, в 2021 г. – 14,6%, в 2015 г. – 13,5%. За 2015-2022 гг.
Армения увеличила экспорт на рынок Союза в 10 раз – с 0,25 до 2,5 млрд долл., Киргизия почти в 3,5 раза - с 0,41до 1,4 млрд долл., Беларусь более чем в 2 раза - с 11 до 24,1 млрд долл., Казахстан почти в 2 раза – с 5,1 до 9,7 млрд долл., Россия в 1,6 раза - с 27,7 до 45,6 млрд долл.
Важно отметить, что изменения происходят не только в количественном, но и в качественном измерении. Например, доля минеральных продуктов во взаимной торговле партнеров за 2015-2022 гг. снизилась с 33% до 21% от совокупного объема торговли между странами Союза, при росте значимости таких групп, как: машины, оборудование и транспортные средства (с 16,6% до 22,0%).
Помимо торговли товарами Союз планомерно двигается к созданию Единого рынка услуг, который уже охватывает 142 сектора услуг, на долю которых приходится около 60% от всех производимых в Союзе видов услуг.
Этот режим, среди прочего, предполагает поставку услуг без необходимости учреждения дочерних юридических лиц на территории стран ЕАЭС,
признание разрешений и квалификаций, полученных в одной стране Союза, на территории других стран Союза.
Переведены в режим Единого рынка услуг услуги по торговле, рекламе, строительным работам, монтажу и ремонту оборудования, услуги туроператоров и другие. Такой переход оказывает прямое воздействие на торговлю услугами в Союзе, формируя преференциальные условия доступа для поставщиков услуг из стран ЕАЭС в сравнении с поставщиками из третьих стран.
С момента создания рост взаимной торговли услугами был незначительным – около 6% (с 8,4 до 8,9 млрд долл. за 2015-2021 гг.), такое значение обусловлено пандемией COVID 19 в 2020 г. Например, рост взаимной торговли услугами за 2015-2019 гг. составил 16%
(с 8,4 до 9,7 млрд долл.).
Данные за 2022 г. пока недоступны для всех стран Союза, но имеющаяся информация по России уже говорит о значительно росте, вызванном в том числе необходимостью переориентации торговых потоков и ростом спроса на сопутствующие транспортные, финансовые и страховые услуги.
Экспорт услуг из России в страны ЕАЭС вырос в 1,5 раза за 2015-2022 гг. - с 4,2 до 6,2 млрд долл. Удельный вес партнеров по ЕАЭС в совокупном экспорте услуг России вырос в 2 раза за это же время– с 8 до 16%.
Почти полностью достигнута свобода движения рабочей силы: к мигрантам из стран Союза применяется тот же режим налогообложения, что и к собственным гражданам государств ЕАЭС; не требуется оформлять разрешение на работу или патент; трудовую деятельность можно осуществлять на основании трудового или гражданско-правового договора.
Свобода движения рабочей силы одно из ключевых преимуществ интеграции для Армении и Киргизии, Россия является основным рынком труда для мигрантов из этих стран, обеспечивая себя необходимыми трудовыми ресурсами.
За 2016-2022 гг. число мигрантов из Киргизии, въезжающих в Россию с целью трудовой миграции, выросло в 2,5 раза – с 0,4 до 1 млн чел., из Армении в 1,6 раза – с 0,21 до 0,33 млн чел. Переводы денег физ. лиц в Армению из других стран-членов ЕАЭС за аналогичный период выросли в 3,5 раза (с 1,05 до 3,66 млрд долл.), в Киргизию в 1,7 раза (с 1,63 до 2,8 млрд долл.).
Рост переводов в эти страны оказывает влияние на конечное потребление. По отношению к ВВП Армении, денежные переводы из стран ЕАЭС составляют порядка 19%, к ВВП Киргизии – около 26%.
В части обеспечения свободы движения капитала ведется активная работа в рамках Концепции формирования общего рынка финансовых услуг. До 2025 г. предполагается гармонизировать законодательства государств-членов в сфере финансового рынка (банковский сектор, страховой сектор, рынок ценных бумаг), обеспечить допуск брокеров и дилеров одного государства-члена к участию в организованных торгах бирж, а также допуск к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах.
Кроме того, происходит активный переход на национальные валюты в торговле между странами ЕАЭС. Доля нацвалют во взаиморасчетах стран ЕАЭС достигла примерно 82% в 2022 г. (для сравнения, в 2015 г. – 69,7%). Удельный вес банков стран ЕАЭС
(за исключением России), подключенных к системе передачи финансовых сообщений, составил 80%.
В прошлом году на Мосбирже запущены торги армянским драмом (27 июня 2022 г.) и киргизским сомом (31 октября 2022 г). Описываемые изменения минимизируют риски по осуществлению платежей для компаний в сфере ВЭД, действующих на территории ЕАЭС.
Подводя итог, В ЕАЭС сегодня рассматриваются и принимаются как точечные решения, так и стратегические инициативы по широкому кругу торгово-экономических вопросов, из которых довольно значительная часть относится к исключительной и совместной компетенциям Евразийской экономической комиссии.
Большинство решений в рамках Союза принимаются на основе консенсуса. Исключение составляют только решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК, которые принимаются 2/3 голосов от общего числа членов Коллегии, однако если это чувствительный вопрос, то он принимается консенсусом. Этот подход позволяет государствам-членам ЕАЭС сохранить самостоятельность в принятии решений и учесть национальные интересы. Такая конфигурация позволяет государствам-членам Союза максимизировать выгоды от экономической интеграции в регионе и эффективнее отвечать на внешние вызовы.
Несмотря на достигнутые успехи, видится значительным потенциал для извлечения дополнительных выгод от интеграции по следующим основным направлениям:
Устранение оставшихся препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС
Этого можно добиться посредством налаживания системной работы по устранению изъятий. Полное устранение всех идентифицированных на внутреннем рынке препятствий даст прирост совокупного ВВП ЕАЭС в 1 п.п.;
Расширение промышленной кооперации с партнерами по ЕАЭС
Согласно карте индустриализации ЕАЭС, количество реализуемых и планируемых промышленных проектов на пространстве Союза превышает 170 шт. на сумму 302 млрд долл. Развитие промышленной кооперации в новых геополитических условиях требует ориентации таких проектов на замещение готовых и промежуточных импортных товаров, которые в значительном количестве поставляются из недружественных стран на рынок Союза , включая части моторных транспортных средств, сельскохозяйственную технику, строительную технику, лекарственные средства, реагенты, краски, инсектициды и т.д.
Расширение кооперации с внешними нейтральными партнерами
Промышленная кооперация видится возможной не только с партнерами по ЕАЭС, но и с подключением стран СНГ (не входящих в Союз), а также внешних нейтральных стран, включая Китай, Индию, Вьетнам, а также другие страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
C формированием Союза была активизирована работа по заключению торговых соглашений с внешними партнерами. Сегодня ЕАЭС имеет преференциальные соглашения с Вьетнамом, Ираном (временное), Сербией.
Ведутся переговоры по аналогичным соглашениям с Египтом, Индией и Израилем, проводятся совместные исследования о целесообразности заключения торговых соглашений с Индонезией и Монголией. Либерализация торговли с такими странами, как Вьетнам, помимо доступа на их внутренние рынки, открывает возможности для продвижения продукции компаний из ЕАЭС на рынки третьих стран, с которыми у рассматриваемых партнеров есть преференциальные соглашения.
Так, Вьетнам является членом Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, куда входят все страны АСЕАН, Китай, Япония, Корея, Новая Зеландия и Австралия. Кроме того, уже есть выработанные механизмы для стимулирования такой кооперации.
Соглашение ЕАЭС-Вьетнам дополнено Протоколом о поддержке производства моторных транспортных средств на территории Вьетнама. Он направлен на локализацию крупноузловой сборки во Вьетнаме внедорожников, грузовиков, спецтранспорта через создание СП с участием ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ. позволит максимизировать выгоды в результате формирования зон свободной торговли с ними. Суммарно, эффект от создания сети ЗСТ со странами АСЕАН (кроме Вьетнама), Индией и Египтом обеспечит прирост реального совокупного ВВП ЕАЭС в 0,5 п.п.;
Развитие человеческого капитала в ЕАЭС посредством развития интеграции в сферах образования, НТС, социальной и гуманитарной сферах
Одна из основных задач, которые сейчас стоит перед Союзом – обеспечение технологического суверенитета. Ее достижение без создания условий для мобильности «талантов», способных разрабатывать новые технологии видится сложно осуществимым.
В частности, необходимо: создание сети исследовательских центров – связь существующих центров и создание новых; внедрение системы выявления инноваций через конкурсы; развитие направлений подготовки специалистов в области Евразийских исследований; грантовые программы для совместных культурных инициатив НКО и молодежи из государств – членов ЕАЭС.