Бизнесмен и колумнист Виталий Куринов сегодня расскажет, как излишнее доверие к людям может вызвать огромные убытки.
После закрытия первого туристического агентства я, с партнерами по бизнесу, решил заняться порталом по продаже окон и дверей. Работало это так: люди искавшие окна кликали на рекламу в интернете, попадали на этот портал, а там у нас были 15 фирм, специализирующихся на производстве окон, которые с радостью предлагали свои услуги. Клиент оставлял заявку, она уходила этим фирмам и каждая из них делала ему предложение, а клиент уже выбирал то, которое было ему наиболее интересно. За подобное размещение фирмы ежемесячно выплачивали нам гонорар, все оставались в плюсе.
Но тема туризма не давала мне покоя и используя полученный ранее опыт я открыл новое туристическое агентство. Мы сразу же сделали лучший сайт в нашем регионе и запустили рекламу в интернете, нашли опытных менеджеров.
Как в то время шло развитие в туристических агентствах? Клиентская база набиралась годами, а благодаря интернету мы практически сразу же получили поток людей, желающих хорошо отдохнуть.
Начался бурный рост, мы давали клиентам хорошие скидки, работали на обороте. Так как мы постоянно были на слуху, это стало напрягать конкурентов, они говорили, что своим новаторским подходом и активным использованием интернета мы ломаем рынок. Никто не любит успешных новичков.
Мы быстро стали расширяться, открыли 4 офиса в Уфе. За полтора года вырвались в Топ-3 турагентств города по объемам продаж. Среди сотрудников я устраивал соревнования, лучшие менеджеры получали ноутбуки и бесплатные поездки за границу.Примерно в это время в центральном офисе появилась девочка, которая отличалась высокими продажами, она обгоняла других менеджеров с приличным отрывом.
Мы вышли на пик, месячные обороты были заоблачными, штат компании достиг 20 человек, наступил момент, когда мы стали одними из лучших. В этот момент появилось еще одно интересное направление в бизнесе, связанное с развитием и продажей сайтов. Я переключил внимание на новую проект, ведь в турагентстве все было отлично настроено и автоматизировано. Как раз тогда в турагентстве поменялся главный бухгалтер и все пошло наперекосяк…
В какой-то момент новый бухгалтер пришла ко мне и сообщила неприятные новости, у нас появилась недостача в два миллиона рублей. Как оказалось, наша девочка «чудо-менеджер» придумала схему и 3 недели активно обворовывала компанию, а бухгалтер все знала, но поверила обещаниям менеджера «вернуть все в срок», поэтому и не сообщала о проблеме так долго.
Оказалось, что в итоге мы должны не два, а два с половиной миллиона рублей, а с учетом того, что в то время курс доллара резко подскочил и туроператоры начали поднимать цены, то сумма выросла до трех миллионов.Схема работала так: при оформлении договора менеджер брала у клиента предоплату, допустим, 120 тысяч. В бухгалтерию сдавала 10 тысяч, заявляя, что столько оплатил клиент, а остальное забирала себе и… шла проигрывать эти деньги в букмекерских конторах! Да, она оказалась игроманом. Самым актуальным решением на тот момент было обанкротить фирму, а весь ущерб потерпевшие через суд получали бы уже с менеджера, но в этом случае клиенты никуда бы не полетели. Я решил, что это будет неправильно, ведь я как руководитель несу ответственность за своих сотрудников. Поэтому я продал свою квартиру и оплатил все туры, никто не пострадал. Хотя, конечно, денег мне это не вернуло, но совесть моя была чиста.
А что с менеджером? Она была привлечена к уголовной ответственности, по статье «мошенничество в особо крупных размерах». Я до последнего просил судью о переносах заседаний, так как она обещала вернуть деньги, но в конце концов менеджер просто сказала, что ничего возвращать не будет. В итоге она была признана виновной и отправилась в места не столь отдаленные.
В это время я «заболел» Таиландом и уехал зимовать на Пхукет, у меня уже был проект, связанный с заработком на покупке, развитии и перепродаже сайтов и я мог себе позволить вести бизнес удаленно. В турагентстве в это время выделялся активный менеджер, который относился к бизнесу как к своему, я повысил его до заместителя директора и оставил управлять бизнесом. Впоследствии, когда я углубился в бизнес в интернете, я продал ему туристическое агентство за приличную сумму, которая отбила мои предыдущие потери.
А у вас были подобные трудности в бизнесе? Делитесь в комментариях!