Томск 5 октября 2016, 13:22

Гимнастика для ума: 3 серьезных книги осени

Пока прогнозы гидрометцентра остаются все такими же безрадостными, мы вместе с нашими партнерами, магазином «Читай-город», советуем вам провести эти холодные выходные  дома за книгами из нашей подборки.

Джулиан Барнс «Шум времени»

Новый роман Джулиана Барнса «Шум времени», вышедший в издательстве «Иностранка», вместил в 288 страницах и рассказ о судьбе Шостаковича, и размышления об эволюции Советского Союза, и исследование о смысле искусства и его месте в тоталитарном обществе.

«Шум времени» — рай для филолога-литературоведа (это нам подсказывает уже само название произведения, позаимствованное у одноименной биографии Осипа Мандельштама): здесь и многоуровневые цитаты, и игра со структурой, и множественность прочтений, и стирание границ между автором/повествователем/главным героем/произведением.

Роман написан в гибридной литературной форме — это беллетризованная биография Шостаковича. Однако Барнсу неинтересно просто воссоздавать советские реалии, кровавый сталинский режим и жизненные перипетии композитора. Он погружает нас в голову гениального музыканта, и мы уже вместе с Шостаковичем, а не с автором, перебираем обрывки воспоминаний и воссоздаем реальность через внутренние монологи Шостаковича, написанные в джойсовской традиции. Конечно, Барнс берет на себя много, говоря за умершего композитора, однако у Шостаковича возможности выразить себя через слово не было (по понятным причинам). Он мог самовыражаться только через музыку.

Так, это роман о трагедии музыканта, чья музыка вдруг стала инструментом советской пропаганды и коммунистической идеологии. О соотношении общей истории (как исторического процесса в целом) и истории личной. О человеческой правде и о правде искусства. О невозможности объективно оценивать историю, находясь в эпиицентре ее событий. И, конечно, это роман о музыке.

«Судьба. Этим величественным словом просто-напросто обозначается нечто такое, против чего ты бессилен. Когда жизнь объявляет: «А посему…», ты согласно киваешь, полагая, что с тобой говорит судьба. А посему: назначено ему было зваться Дмитрием Дмитриевичем».

3

Пол Мейсон «Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему»

Если выдумки художественной литературы и постмодернисткие игры вас совсем не увлекают, советуем вам обратиться к нон-фикшну, а именно, новой книге Пола Мейсона «Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему».

Мир стремительно развивается, цифровая революция сделала реальными вещи, которые принадлежали сферам научной фантастики, социальные сети навсегда изменили нас, коммерциализировав частную жизнь человека и поместив его в новую систему ценностей. Старые капиталистические термины вроде «частной собственности» уже не в состоянии объяснить современный мир. Капитализм просто не успевает за темпами современной жизни, и ему на смену приходит пост-капитализм.

Мейсон, в принципе, как и Маркс, считает, что капитализму суждено рухнуть под тяжестью собственных внутренних противоречий, а информационные технологии только ускоряют этот процесс, разрушая рыночные механнизмы, подрывая право на частную собственность и разрушая взаимосвязь труда, заработной платы, прибавочной стоимости и капитала. Автор, конечно, не дает готовых решений и не претендует на роль провидца, однако от этого его исследование современной политической, экономической и общественной жизни не становится менее увлекательным.

«Если бы климатические изменения, старение населения и нехватка рабочих мест в развивающемся мире не взаимодействовали с застойной, хрупкой экономической моделью, проблемы можно было бы решать по отдельности. Но они взаимосвязаны. В результате вся мировая система может быть поставлена под удар, что создаст угрозу и для самой демократии».
1

Барбара Такман «Европа перед катастрофой. Последние десятилетия перед Великой войной»

Завершает нашу подборку недавно вышедшая в издательстве АСТ книга американской писательницы, дважды лауреата Пулитцеровской премии, Барбары Такман. «Европа перед катастрофой. Последние десятилетия перед Великой войной» — это изображение Британии и Европы за четверть века до начала Первой мировой войны через небольшие зарисовки-эссе.

Каждое эссе проливает свет на культурную, политическую и интеллектуальную среду, в которой жили деятели XX века, не подозревавшие того, куда их приведет новый поворот в истории. Мы узнаем о бурных социальных, художественных, философских и военных событиях переломного времени от автора, талантливо совмещающего добросовестное академическое изучение истории с остроумным и легким литературным повествованием.

Барбара Такман стремится развеять стереотип о времени конца XIX — начала XX века как о «Прекрасной эпохе» или «Золотом веке» и рисует правдивый портрет эры, наполненный страхами, сомнениями, протестами и насилием, присутствующими, по мнению Такман, в обществе всегда.

Медленный упадок Великобритании, пытающейся удержать остатки недавнего викторианского величия, — и борьба Германской империи за место под солнцем. Позорное «дело Дрейфуса», всколыхнувшее все цивилизованные страны, — и небывалый подъем международного анархистского движения. Аристократия еще сильна и могущественна, народ все еще беден и обездолен, но уже раздаются первые подземные толчки – предвестники чудовищного землетрясения, которое погубит вековые империи и навсегда изменит сам ход мировой истории.
2

Текст: Екатерина Семенова

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru