Законопроект о психологической деятельности глазами юристов и психологов

Законопроект о психологической деятельности глазами юристов и психологов

В феврале 2025 года группа депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым и Ниной Останиной внесла в Государственную Думу законопроект № 846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации». Однако он был отклонен в первом чтении: к нему возникло много вопросов. В первую очередь, со стороны Комитета Государственной Думы по охране здоровья, который был назначен ответственным.

Психолог может быть клиническим и консультантом. Клинический имеет право заниматься диагностикой психических заболеваний и работать в том числе в психиатрических больницах. Психолог-консультант работает со здоровыми людьми и проводить диагностику заболеваний не имеет права.

Немного статистики: индекс потребности россиян в психологической помощи составил 30 пунктов из 100 (это на 7 пунктов больше, чем в 2022 году), при этом лично обращались за помощью только 13% россиян. Остальные в случае проблем советуются с семьей (каждый второй, согласно исследованию ВЦИОМ) или с близкими друзьями (каждый пятый) (2).

Несмотря на большую потребность в услугах психологов, люди боятся обращаться — по многим причинам, среди которых опасения из-за конфиденциальности и невозможность защитить себя от некачественной помощи.

В результате законодатели решили «навести порядок», но все оказалось не так просто.

Как сейчас регулируется деятельность психологов

Комментирует юрист, управляющий партнер юридической компании «Лазарев и Партнеры» Валентин Лазарев:

«Сейчас в России отсутствует единый базовый федеральный закон, который бы комплексно регулировал психологическую деятельность психологов, работающих вне системы здравоохранения.

На данный момент деятельность психологов-консультантов регламентируется фрагментарно.

Общими нормами: Гражданским кодексом РФ (регулирующим договоры услуг), Законом «О защите прав потребителей» (регулирующим оказание платных услуг).

И специальными нормами: отдельными положениями в законах «Об образовании» ( им регламентируется работа педагога-психолога), «О социальном обслуживании» (работа психолога соцслужбы), ст. 64 Закона «Об основах охраны здоровья граждан» (работа клинического психолога).

Квалификация психолога, работающего в гос. учреждениях, регламентируется профстандартами (например, Приказом Минтруда № 545н от 18.10.2013). Они требуют высшего психологического образования, но не закреплены на уровне ФЗ. Единых законодательных требований к частнопрактикующим психологам вообще нет.

В своей работе психолог обязан соблюдать этику и хранить конфиденциальность. Однако эти понятия опираются лишь на этический кодекс психолога, который не имеет статуса закона, и общие нормы о конфиденциальности (ст. 13.11 КоАП РФ, ст. 137 УК РФ). При этом в законе отсутствует понятие «психологическая тайна».

В данный момент отсутствуют четкие определения психологической помощи и психологических услуг. Законодательно не прописаны права и обязанности сторон.

Не регулирования дистанционной работы и требований к анонимности. Не введены единые правила работы с несовершеннолетними».

Таким образом, главной задачей нового проекта было объединение разрозненных законодательных норм в единое целое, а не «чистка» проф. сообщества от «лишних людей».

Ключевые нововведения законопроекта

Что предлагают законодатели?

Объясняет юрист Валентин Лазарев:

1. Законодательное признание и четкое определение понятий:: впервые на уровне Федерального закона закрепляется понятие «психологическая деятельность» (ст. 2), ее формы (ст. 5) и виды (ст. 6: диагностика, консультирование, коррекция и так далее).

2. Разделение деятельности психолога на помощь и услуги. Психологическая помощь оказывается бесплатно отдельным категориям граждан (кому именно — будут определять другие законы и подзаконные акты) (ст. 2 п. 2).

3. Платные психологические услуги оказываются на договорной основе (ст. 2 п. 4, ст. 13). Эта сфера деятельности психологов регулируется Законом о защите прав потребителей (ст. 9 п. 4).

4. Ст. 10 законопроекта вводит новое юридическое понятие —«психологическая тайна», аналогичное врачебной тайне. Запрещается разглашение любой информации, полученной психологом. Но есть и исключения (по согласию, при угрозе жизни/здоровью, по запросу следствия/суда/прокуратуры/УИС).

5. Вводятся жесткие требования к специалистам (ст. 11): обязательно наличие профильного высшего образования ИЛИ непрофильного высшего + профпереподготовка + подтверждение квалификации (по ФЗ № 238 «О независимой оценке квалификации»).

6. Вводится запрет на деятельность для недееспособных, лиц с определенными заболеваниями и судимостями за тяжкие/особо тяжкие умышленные преступления (есть конкретный перечень статей, осужденные по которым психологами работать не смогут).

7. Требуется обязательное повышение квалификации раз в 5 лет.

8. Для начала частной практики психолог должен будет отработать в гос. учреждении не менее 3 лет (этот пункт вступает в силу с 2030 г.).

9. Закрепляются права получателей (ст. 9) психологической помощи и психологических услуг: на предоставление специалистом информации по требованию клиента/пациента, уважительное отношение, конфиденциальность, выбор специалиста/организации, отказ от помощи/услуг, анонимность (в установленных случаях), письменные рекомендации.

10. Регламентируется работа с несовершеннолетними (ст. 7): требуется согласие родителя/представителя, кроме экстренных случаев (угроза жизни/здоровью, ЧС, изоляция, анонимное дистанционное обращение на утвержденные ресурсы).

11. Обязательное членство в профессиональных объединениях: психологи обязаны вступать в некоммерческие организации, а организации, в свою очередь, в ассоциации (союзы), включая СРО (ст. 14), которые будут контролировать соблюдение требований.

12. Регламентируются формы работы психолога с клиентом: закрепляется возможность очной, дистанционной (включая интернет и телефон), кратко-/долгосрочной, индивидуальной/групповой, безвозмездной/возмездной работы (ст. 5).

Значение законопроекта:

Он создает долгожданную правовую базу для всей сферы психологической помощи и услуг в РФ. Он направлен на повышение качества и безопасности, защиту прав граждан, упорядочивание рынка, правовую определенность и расширение доступности.

Однако законопроект был отклонен: 7 мая 2025 года Комитет Государственной Думы по охране здоровья вынес свое заключение, в котором было найдено множество несоответствий между проектом и действующим законодательством.

Основные претензии:

1. Было указано на существование отдельных законодательных актов, уже регулирующих сферу психологической помощи: например, ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (4), ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (5) и ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (6).

2. Указано на неопределенность адресатов психологической помощи: будут ли это граждане, иностранцы или юридические лица.

3. Указано, что по ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» психологические услуги являются социальными и оказываются всем — гражданам РФ, иностранцам, беженцам, лицам без гражданства, а не только гражданам РФ, как это предлагает законопроект.

4. Не проработано понятие психологической помощи: согласно ст. 5 проекта, она может быть как платной, так и бесплатной, что вносит путаницу между «помощью» и «услугой».

5. Не определен круг лиц, которые могут получать платные психологические услуги.

6. Понятия «профильное высшее образование», «высшее (непрофильное) образование» не согласованы с положениями Федерального закона № 273-ФЗ («Об образовании в Российской Федерации»).

7. Ч. 2 ст. 6 проекта содержит перечень видов деятельности, которой могут заниматься психологи. Он входит в противоречие с ч. 4 ст. 6, в которой говорится, что перечень платных психологических услуг может регулироваться другими нормативно-правовыми актами (как федеральными, так и субъектов). Эти перечни могут не совпадать с тем, который приведен в проекте.

Предполагалось, что закон должен вступить в силу 1 марта 2026 года, кроме некоторых пунктов, касающихся требований к психологам.

Комментарии психологов

А что об этом думают сами специалисты?

Комментирует практикующий психолог, семейный консультант Елена Лисина:

«Проект действительно неоднозначный и не учитывает тонкости отношений психолога и клиента. С одной стороны, эта сфера действительно становится местом для недобросовестной спекуляции. С другой — высшее профильное образование и опыт работы в госорганизации — это не те критерии, которые гарантируют качество работы специалиста.

Как консультирование, так и психотерапия — области прежде всего доверительных человеческих отношений, в рамках которых невозможно обязать психолога к конкретному результату. Пользоваться или нет рекомендациями, которые даны в ходе сессии — решать клиенту.

Ко всему прочему, закон ухудшает положение граждан: в данном случае получается, что специалисты с многолетним опытом работы, не влезающие в рамки формальных требований, либо окажутся не у дел, либо будут искать коррупционные схемы наработки требуемого опыта».

Комментирует психоаналитик, сертифицированный член ЕАРПП (ECPP, Vienna, Austria) Андрей Суляев:

«Хотел бы сказать несколько слов по этому вопросу с точки зрения того самого специалиста без профильного высшего образования, к тому же вот уже более 10 лет ведущего свою частную практику. Остановлюсь лишь на нескольких посылах этого законопроекта, без детального анализа всех его составляющих.

Начну с того, что сам законопроект, конечно же, назрел. Эта необходимость — следствие все возрастающего интереса к психологии в обществе.

Поскольку потребность в такой помощи высока, а понимания критериев профессионализма у клиентов вполне закономерно нет — этим пользуются многие из желающих заработать быстрые деньги.

В современных реалиях цифрового мира такие способы заработка доступны массово и, в первую очередь, как раз для тех, кто не имеет должного образования и подготовки, но готов убедительно демонстрировать себя как высокоэффективного специалиста.

Как следствие, идет злоупотребление доверием и незнанием клиента, который нередко вовлекается в псевдопсихологическую активность и используется для недобросовестного обогащения таких «специалистов».

Что же не так с этим законопроектом? Начну с явного непонимания авторами профессиональных реалий. Это закономерно, но тем более требует корректировки.

Практикующий психолог учится всю жизнь и это (в случае, например, психоаналитиков) — сотни часов, десятки и сотни тысяч рублей в год. Таковы реалии профессии, которые невозможно формализовать сразу и для всех.

Кроме того, каким бы качественным и полным ни было базовое высшее психологическое образование, его одного категорически недостаточно для ведения полноценной и сколь-нибудь эффективной работы с клиентами.

Обязательно потребуется дополнительная подготовка в том или ином подходе, и таких подходов может быть множество. В законопроекте об этом не упоминается и делается акцент на полноценное высшее профильное образование и только.

Что касается высшего образования как базового критерия допуска в профессию. Как я уже сказал выше — самого по себе его просто недостаточно.

Кроме того, акцент исключительно на этом аспекте профессиональной подготовке «обнуляет» все программы дополнительной профессиональной переподготовки (ДПО), на которых, собственно, и построена профессиональная база у огромного количества специалистов давно и успешно работающих в профессии.

Безусловно, этой «лазейкой» в профессию пользуются многие, легализуя для себя это право путем окончания краткосрочных курсов (доступных даже онлайн).

Но это вопрос уже не к психологам, а к государственным органам и законодательным нормам, позволяющим работать после получения такого документа. Добавлю, что есть переподготовка совершенно разного объема, но законопроект их уравнивает, будь то 25, 300 или 1 500 часов…

Хотелось бы еще напомнить о том, что профессия психолога нередко — профессия второй половины жизни. И это та особенность, которая объективно значима в этой деятельности — психолог работает всей своей личностью, а не только знаниями как таковыми.

А это означает, что то самое «полноценное» высшее образование (подразумевающее присутствие в ВУЗе 5-6 дней в неделю) попросту недоступно подавляющему большинству потенциальных специалистов: мало кто в зрелом возрасте может «поставить на паузу» свою сложившуюся жизнь, семью и карьеру и сесть на студенческую скамью на несколько лет.

Еще один критерий допуска в профессию, по мнению авторов — наличие трудового стажа в гос. организации не менее 3 лет. Он вызывает просто недоумение. Откуда возьмется такое количество рабочих мест? Почему этот критерий видится значимым для формирования профессиональных компетенций специалиста?

Я уже не говорю о профиле деятельности психолога, который может категорически не совпадать с требованиями конкретной вакансии, например, в детском дошкольном учреждении…

Еще одно положение законопроекта предписывает специалистам, не имеющим должного (с точки зрения авторов) образования, в течение 3 лет пройти обучение и получить диплом магистра психологии. Откуда у авторов уверенность, что ВУЗы готовы предоставить эту возможность в таких объемах?

На одном только пси-портале B17.RU на данный момент зарегистрировано 82 566 специалистов — и далеко не все из них имеют то самое профильное высшее образование. А этот сайт, хоть и является одним из самых популярных, но далеко не единственный в этой сфере. И из чего исходили авторы, формулируя именно такой срок — решительно непонятно.

Можно еще много чего сказать, но во-первых, это уже сделано коллегами, во-вторых, наверное, не совсем имеет смысл с учетом информации о негативных отзывах на законопроект в профильных комитетах Государственной Думы.

Могу предположить, что одним из мотивов авторов (помимо медийного эффекта) было желание уберечь граждан от вовлечения в массовые и сомнительные пси-шоу разного рода блогеров и «гуру».

По этому поводу могу сказать следующее: как раз у таких деятелей все в порядке с документами об образовании. Их деятельность вызвала общественный резонанс не в сфере психологии, а в совершенно банальном аспекте — уклонении от уплаты налогов.

Логичным предложением было бы убрать возможность ДПО менее 1000 часов и обязать специалистов вступать в профессиональные объединения. Однако последним нужно четко прописать требования к вступающим и следить, чтобы они выполнялись».

Комментарий юриста

Комментирует Татьяна Ваганова, юрист, специализирующийся на сопровождении бизнеса, коуч ICF:

«В июне 2025 года Госдума отклонила законопроект о регулировании психологической помощи. Почему законопроект не прошел?

Профессиональное сообщество — психологи, коучи, консультанты — восприняли инициативу как попытку ограничить доступ к профессии и фактически «вытеснить» значительную часть практиков с рынка.

Основные аргументы «против» — риск дефицита кадров (особенно в регионах), отсутствие критериев оценки квалификации, возможное нарушение принципов профессиональной автономии и этики (например, из-за формулировки о духовно-нравственных ценностях), игнорирование современных форм практики (коучинга, краткосрочных форматов и так далее).

Юридическая оценка:

С точки зрения права, инициатива была своевременной, но исполнена неудачно.

Российский рынок психологической помощи и сегодня остается нерегулируемым: ни требований к образованию, ни механизмов ответственности, ни гарантий для клиентов. Это делает профессию уязвимой — как для самих специалистов, так и для потребителей услуг.

Тем не менее, законопроект, каким он был, не учитывал реалии рынка труда: он слишком быстро «закрывал двери» перед практикующими специалистами, не предлагая прозрачного, гибкого пути в профессию.

Что дальше?

С большой долей вероятности, документ будет переработан. Идея регулирования, на мой взгляд, правильная. Сейчас можно сделать вывод, что вопрос еще не закрыт.

Поэтому тем, кто работает в помогающей сфере, уже сейчас стоит документально подтверждать образование и опыт, следить за развитием профессиональных стандартов и следовать им, участвовать в профессиональных ассоциациях.

Скорее всего, именно они в будущем станут центрами сертификации и защиты интересов специалистов».

В заключение стоит отметить, что проблемы в сфере психологической деятельности действительно существуют. Одна из главных — невозможность клиенту/пациенту защитить себя от последствий некачественной работы психолога (жалобы руководству — если оно вообще есть — и в профессиональные лиги мало что дают).

Поэтому назрела необходимость в разработке подобного законопроекта. И, хотя он и был отклонен из-за недоработок, есть большая вероятность, что его примут спустя некоторое время. К этому стоит готовиться всем: и клиентам/пациентам, и специалистам.

Читайте также: