Без боли и долгих занятий. 6 трендов в изучении иностранных языков
В изучении иностранных языков тоже бывают открытия, совсем как в научных дисциплинах. Методики совершенствуются, приемов обучения становится все больше.
Анна Данилова, преподаватель английского языка и основатель школы Da.school, рассказала о трендах в изучении иностранных языков.
Обучение «без боли»
London is the capital of Great Britain…
Эта фраза — триггер почти для всех, кто учил английский по советским методикам. До сих пор во многих школах учебный процесс построен так: ты ночами сидишь за книжками и зубришь не потому, что тебе пригодится это в жизни, а чтобы сдать экзамен.
Современные методики помогают овладеть материалом без колоссальных усилий. Кроме того, полученные знания могут стать сверхсилой, потому что становится понятно, как применять эти знания, зачем они нужны.
Посмотрите, например, на новые музеи: здесь все можно трогать руками, ставить эксперименты — и при этом даже не заметить, что все это время ты на самом деле учился. Вот так — в игре, нативно — можно (и нужно!) изучать все науки: от физики до английского языка.
Life-long learning
Еще один тренд, который возник не сам по себе, а пришел на смену старому курсу.
До начала 2000-х была четкая модель обучения: школа, потом среднее или высшее образование — и ты готовый специалист, который будет оттачивать навыки уже в работе. Словом, пять лет — и ты овладел профессией.
Технологии внесли коррективы в процесс обучения: недостаточно учиться в вузе пять лет, потому что все стало меняться очень быстро. На смену традиционной модели обучения пришла философия life-long learning — обучение на протяжении всей жизни.
Только не думайте, что стало тяжелее. Стало интереснее — вот подходящее слово, описывающее тренд life-long learning. Только представьте, сколько возможностей это открывает: вы не просто совершенствуетесь в профессии, но и, например, можете поменять дело своей жизни!
И с английским также — учить его можно бесконечно, но не по учебникам, а с помощью фильмов, общения, соцсетей. Просто нужно быть открытым новому.
Более короткие, но частые занятия
Этот тренд — продолжение предыдущего.
Когда преподаватели и ученики стали применять концепцию life-long learning в изучении иностранных языков, стало понятно, какую пользу приносит принцип «мало, но часто». Другими словами, постепенно уходит традиция нанимать репетитора раз в неделю на полтора часа. Сейчас с преподавателем занимаются по 15-20 минут, но несколько раз в неделю.
Практика показывает: ребенок усваивает за полтора часа ровно столько, сколько за те же 15 минут. Через четверть часа школьнику (и тем более дошкольнику) сложно удержать концентрацию.
Попробуйте каждый день давать ребенку какое-то простое задание: сегодня поговорите о природном явлении, завтра составьте рассказ о планах на лето… Эффект недолгих, но ежедневных занятий будет просто невероятный.
Принцип раннего развития
В последнее время психологи ополчились на раннее развитие: мол, не надо грузить ребенка буквами-цифрами, пусть лучше больше играет и веселится.
Полностью согласна с этим мнением, однако конкретно в английском языке раннее развитие очень важно, и это не «буквы-цифры», а совсем другое.
Исследования показывают, что в раннем возрасте дети буквально впитывают понимание языка. Главное условие — игра и общение.
Алфавит, времена, слова-исключения… Это все ребенок освоит в школьном возрасте. А малышам важно дать навык понимания языка, чтобы он на слух воспринимал звуки и понимал речь. Доказано, что в 9 месяцев ребёнок перестаёт различать те звуки, которые он постоянно не слышит.
Для японцев, например, где не существует различение звуков r и l, это критический возраст. Если ввести эти звуки до девяти месяцев, то ребенку будет гораздо легче учить европейские языки.
Через игру можно пройти уровень А0 и даже А1 еще до школы, и ребенок уже во втором-третьем классе будет с удовольствием смотреть несложные мультфильмы на английском языке и даже общаться с другими детьми, перекидываясь простыми фразами.
Искусственный интеллект
Мир изучения иностранных языков изменился после появления искусственного интеллекта. Появились программы-симуляторы для тренировки речи, боты для подготовки к собеседованиям и проверки эссе, программы, с помощью которых удобно упражняться в грамматике.
Искусственный интеллект — помощник для изучающих язык, но он не может быть преподавателем, учителем, тем, кто направляет и составляет программу.
Чтобы раскрыть этот тезис, вспомним пункт про изучение языка «без боли». Почему раньше язык давался с трудом почти всем ученикам? Почему старшее поколение не знает язык?
Одна из причин (их несколько) — это стандартная программа, без учета особенностей конкретного ученика. Так и искусственный интеллект — каким бы удобным помощником он ни был, искусственный интеллект не составит вам индивидуальный курс обучения.
Кроме того, искусственный интеллект пока еще не совершенен, а это значит, что он может допускать ошибки. К его помощи, безусловно, стоит обращаться, но не стоит доверять ему траекторию обучения.
Точка покоя
Одни тренды появляются, другие исчезают, но есть базовые вещи, которые никогда не потеряют актуальность. Одна из них — точка покоя.
Прошу запомнить всех, кто имеет отношение к обучению: развитие всегда происходит только из точки покоя. К сожалению, об этом часто забывают родители и учителя.
Когда у ребенка стресс, когда не закрыты его базовые потребности на физическом и психологическом уровнях, не будет хорошего прогресса в учебе. Силы ребенка будут уходить на попытки закрыть ту дыру, которая образуется внутри. Будет страдать мотивация, познавательный интерес.
Любое обучение важно строить в условиях здоровой психологической атмосферы, и тогда можно добиться впечатляющих результатов.