Бизнес и финансы

Отходные технологии. Как цифровизация влияет на «мусорную реформу»

Отходные технологии. Как цифровизация влияет на «мусорную реформу»

Отрасль обращения с отходами в России не регулировалась законодательно и была в частных руках до 2017 года. Именно тогда был принят законопроект, который положил начало реформе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Как обстоят дела на практике и насколько IT-технологии влияют на успешное выполнение законодательства, расскажет генеральный директор ГК «Эттон» Ефим Климов.

Закон предусматривает пошаговый переход страны на новую систему обращения с мусором. Ключевые задачи реформы: ликвидация несанкционированных свалок, сокращение объемов отходов, вывозимых на полигоны, внедрение раздельного сбора и переработки вторсырья. Одним словом, обращение с отходами в России должно стать безопасным для экологии и привлекательным для инвесторов.

60 млн тонн отходов, которые ежегодно производятся в стране, в результате реформирования отрасли должны свести на минимум вред окружающей среде и стать основной для создания производств из вторичного сырья. Показатели реформы обращения с ТКО отражены в нацпроекте «Экология». Цифры внушительные. К примеру, в 2024 году должно перерабатываться 36% бытового мусора вместо 7% — в 2019 году.

Достижение заявленных показателей невозможно без цифровизации отрасли. Сквозные цифровые технологии уже внедряются в отдельных направлениях городского хозяйства, теперь очередь дошла и до мусора

Ефим Климов
ГК «Эттон»

Раньше в регионах использовалась территориальная схема на бумажном носителе, которая представляла собой многотомный документ об организации обращения с отходами в регионе и карты свалок. В рамках стартовавшей реформы первостепенной задачей регионов стало внедрение электронных территориальных схем.

Регионы по-разному справляются с поставленной задачей, потому что в законе нет требования о создании информационной системы. То есть формально соответствовать законодательству легко: нужно лишь оцифровать бумажную версию и разместить ее на официальном сайте региона. Многие регионы так и поступили.

Мусорная реформа

Требование законодательства формально исполнили, но фактически документ не стал рабочим инструментом. Реальные потребности региональных властей, оператора по обращению с отходами и населения находят отражение в территориальной схеме только после ее актуализации.

Конечно, не все регионы исполняют требование законодательства «для галки». Некоторые действительно ответственно подошли к проблеме переработки отходов. Например, Республика Крым, Бурятия и Псковская область не остановились на формальной оцифровке данных, они стали добавлять модели прогнозирования, схему и логистику движения отходов, расчет тарифа. Подобные решения невозможно реализовать без применения современных технологий.

В целом, выбор в пользу электронной модели объясним, она более гибкая и отвечает вызовам будущего. Информационная система позволяет моделировать логистику отходов, интегрироваться с имеющимся у регионального оператора программным обеспечением, оперативно отвечать на запросы населения.

При работе над созданием и внедрением электронных схем могут выявляться интересные данные. К примеру, согласно российскому законодательству, вывоз мусора в соседние регионы запрещен. Однако такое решение порой востребовано. В Карелии из одного населенного пункта мусор до полигона должен преодолевать расстояние более 400 километров, тогда как путь до полигона, расположенного в соседнем регионе, гораздо короче.

При этом важно отметить, что тариф на вывоз мусора включает фактические затраты регионального оператора, в том числе расходы на транспортировку и амортизацию транспортных средств

На разработку территориальных схем и проработку вопросов обращения с отходами влияют, в том числе, и природно-климатические условия региона. Для северных районов страны характерна сезонность: зимой дороги есть, летом из-за специфики местности их нет, поэтому территориальная карта должна, по сути, иметь две версии маршрута. Один для зимнего периода, другой для межсезонья и летнего периода. Есть и более дорогостоящий вариант — создавать объекты инфраструктуры по обращению с отходами поблизости, чтобы не требовалась транспортировка.

Еще одна особенность реформы — это публичность решений по развитию отрасли и функционированию инфраструктурных объектов. Так, в Крыму необходимо сохранить уникальную природно-климатическую экосистему. В поисках модели, которая устроит все заинтересованные стороны, неоднократно проводились общественные обсуждения. В результате длительного диалога население, местные власти, региональный оператор и федеральный экологический оператор достигли консенсуса.

Мусорная реформа Экотехнопарк

Особенности ландшафта полуострова накладывают свой отпечаток на логистику. Из-за серпантинов и крутых уклонов дороги здесь логичнее направлять мусоровозы в отдаленные мусороприемники, дорога к которым пролегает по равнинным местам и позволяет безопасно совершать маневры грузовому транспорту. Сложности остаются с труднодоступными горными поселениями.

Реализацию реформы усложняет не только природа, но и организационно-административные факторы. В Псковской области, например, были определенные сложности, связанные с отсутствием инфраструктуры, финансовых средств для реализации экотехнопарка.

Есть регионы, которые не участвуют в создании территориальных схем. Их незаинтересованность очевидна: они не предоставляют данные о местах нахождения полигонов, контейнерных площадок, источников образования отходов, не дают сведения о транспортировщиках.

Разработчики совместно со специалистами Российского экологического общества ищут информацию в открытых источниках и проводят большую работу по их анализу, актуализируют данные, создавая алгоритмы для расчетов. Допустим, для получения данных об объемах образования отходов в многоквартирных домах приходится использовать данные Росстата о приросте населения.

Существующие нормативы накопления ТКО также порой ставят под вопрос жизнеспособность территориальных схем. В некоторых регионах утвержденные нормативы меньше фактического объема образуемых отходов. Это значит, что логистические маршруты, контейнерные площадки, срок эксплуатации полигонов в территориальных схемах потребуют корректировки после актуализации нормативов.

Фото: visualrian.ru