«Ребёнок должен видеть взрослого живым». Валентина Паевская — о нейропсихологии, развитии и воспитании без мифов

Зачем детям читать классику? Почему не работает правило «занимайся только тем, что нравится»? И в чём главная ошибка родителей, пытающихся «уберечь от гаджетов»?

Нейропсихолог Валентина Паевская рассказала Daily Moscow, как устроен мозг ребёнка, где настоящие опоры для развития и почему так важно вести дневник успеха.

Валентина Паевская

Валентина, нейропсихология часто звучит пугающе. Это про «дефекты», про отклонения? Или всё-таки про что-то другое?

Нейропсихолог — не тот специалист, к которому приходят, чтобы «проработать обиду на маму» или понять, почему я всё время в токсичных отношениях. Это не про «душу», скорее про связь мозга и психики.

Мы исследуем, как работает мозг: внимание, память, волевые процессы, скорость обработки информации.

Почему ребёнок не может завязать шнурки, а взрослый — выучить английский. Или почему ваш ребёнок не играет самостоятельно и не может усидеть на месте.

Нейропсихолог диагностирует и корректирует, смотрит, какие зоны мозга в дефиците, какие перегружены, где можно как бы «подстелить солому». Это не психология в привычном смысле, а стык психологии и нейронауки.

Но чтобы понять, что у ребёнка проблема, должен случиться какой-то сбой?


Да, это так. Например, ребёнок не говорит в 3 года или он тяжело идёт на контакт. Так происходит не потому, что родители плохие, а потому, что детство сейчас другое, мир другой и нормативы меняются.

Нельзя сравнивать то, как живут и развиваются современные дети с тем, как жили и развивались 10 лет назад, и уж тем более, как это все происходило у нас.

То есть к вам можно прийти не только с проблемой, но и для профилактики?

Нужно! У меня есть проект «Узнай, как лучше для ребёнка». Его цель — показать родителям, как важно не довести до состояния, когда ребёнок, например, боится спать один в семь лет. Или когда во втором классе он не может завязать шнурки.

Вы смеётесь, а шнурки — важнейший навык, который потом скажется на почерке, внимательности, способности концентрироваться и планировать.

Мы смотрим на эти вещи как на мелочи, а на самом деле — это база. Она влияет не только на учебу, но и на самооценку, на поведение, на эмоции. Когда я вижу ребёнка, я понимаю, какие пути развития у него могут быть. И моя задача — подсказать родителю, как их «расчистить», поддержать.

Получается, развитие — не про репетиторов, не про «читать в три года», а про базовые навыки?


Развитие головного мозга, если совсем коротко, базируется всего на двух вещах: каждый день новое движение и новая информация, дозированная по мере возможностей возраста ребёнка.

Но не просто информация, которую ты уже понимаешь, не «ещё один мультик» или лёгкая книга. А сложная. Та, которую надо обработать, с которой мозг «скрипит».

Когда скрипит — это хорошо?

Отлично! Это то, что мозг делает, когда действительно учится. Когда сталкивается с непривычным, когда ищет способ понять, прочитать, осмыслить.

Именно поэтому я категорически против современных книг — весь издательский рынок это знает. Почему? Да потому что язык там слишком простой. Максимально неэффективный с точки зрения развития мозга.

Нужна классика, стихи, сложные предложения, другой ритм, другое мышление. Именно поэтому я регулярно провожу марафоны по стихам или искусству.


Но ведь многим родителям кажется, что главное, чтобы ребёнку было интересно, а не сложно.

Вот тут и ошибка. То, что интересно, обычно дается легко. А развитие — это когда трудно, но ты преодолел.

Вот вам пример: музыкальное образование. В России оно бесплатное, а в Европе платят огромные деньги. Если ребенок занимается музыкой, он не обязательно станет музыкантом, но то, что он научится концентрироваться лучше — точно. Со спортом та же история.

Вы часто говорите, что гаджеты не враг родителю. Это инструмент. Но как же всё-таки с ними быть? Особенно у подростков.

У нормального ребёнка физически нет времени сидеть в гаджете. Но и совсем не сидеть он не может, потому что вся его социальная жизнь там.


Для подростка главное — не учёба. Главное — общение. А общение у них сейчас через чаты, сторис, переписки.

Поэтому если вы хотите меньше гаджетов, дайте ребёнку настоящих, физических друзей. С ними можно встретиться, пойти на улицу, съездить в театр или вместе что-то приготовить.

Как родителям в этом участвовать? Не хочется же «лезть»…

А придётся. Если вы не видите друзей ребёнка, у него их нет. Дружбе надо учить действиями, собственным примером. Когда ребёнок не видит, как вы общаетесь со своими друзьями, ему трудно понять, что подразумевает слово «дружба».

Настольные игры и поездки на шашлыки, разговоры про книги и обсуждение фильмов, прогулки по городу и походы в горы, — всё это часть воспитания.

Если вы хотите, чтобы ребёнок интересовался театром, у него должен быть друг, который ходит в театр. Если хотите, чтобы он любил спорт, найдите секцию, где будут не только занятия, но и тусовка.

Просто «отобрать телефон» — не сработает?


Нет. Вы можете убрать гаджет, но если у ребёнка нет альтернативы, он всё равно туда вернётся. Я всегда говорю: сокращайте свободное время и заменяйте его увлечениями.

Музыка, театр, спорт, настольные игры, — что угодно. Главное, чтобы это было с кем-то из друзей. И да, если у вашего ребенка действительно есть друзья, смиритесь с грязной кухней, брожением по квартире кучи детей, которые еще и на ночь останутся.

Но цена всего этого — ваш ребёнок, который умеет общаться, слышать, играть и комфортно проводить время рядом с другими.

Валентина, вы много говорите о том, что деньги — тоже инструмент развития. Как это понимать?

Очень просто. Есть деньги, которые работают как эмоция, а есть — как понты.

Когда я дарила сыну профессиональный фотоаппарат на 18-летие, это не был «красивый» подарок. Это было вложение в его интерес, в его путь, его развитие. И вот когда он получил свою первую фотокнигу, он сказал: «Мама, если бы ты тогда не купила мне фотоаппарат, ничего бы этого не было».


Пример показывает, что по-настоящему деньги работают тогда, когда это вклад в опыт и в личность ребенка.

Вы имеете в виду ту самую ценность впечатлений?

Конечно. Когда мой совершеннолетний сын попросил на день рождения не часы, не технику, а поездку в Сочи с друзьями без взрослых, для него это было счастье, эмоции, которые остались навсегда в памяти.

Вместе они ездили в скайпарк, тусовались, смотрели новый город. Они брали от жизни всё. Вот оно — настоящее. Вот где рождаются эмоции.

Именно поэтому я и взрослым, и детям рекомендую вести wish-листы и туда обязательно включать эмоциональные подарки.

Помимо wish-листов вы много рассказываете про дневник успеха ребёнка. Как его вести? И зачем он нужен?

Заведите для ребёнка тетрадку, куда каждый день записывайте что у него получилось. Не по сравнению с другими, а по сравнению с ним самим.


Ты выучил слово на английском — успех. Смотри, ты сегодня оделся быстрее, чем вчера, — это тоже твой успех. Так формируется позитивное мышление.

Подчеркну: важно вести его в тетради, а не в телефоне. Чтобы ребенок видел объём, перелистывал и понимал: «Как много я сделал, как классно я изменился».

Получается, ребёнок учится быть уверенным в себе?

Да.

И если подвести итог — чему вы учите родителей?

Не детям надо «развиваться», а взрослым надо научиться быть чувствующими, настоящими.


Потому что только рядом с живым взрослым вырастает живой ребёнок.