Оцифровка музейных предметов – путь к сохранению и популяризации наследия
Вопросы интеллектуальной собственности играют ключевую роль в работе музеев, поскольку они напрямую связаны с управлением произведениями искусства и другими объектами культурного наследия.
Директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС» Эрик Вальдес-Мартинес поделился своим видением о том, как музеи взаимодействуют с интеллектуальными правами и как это влияет на вовлечение их коллекций в креативную экономику.
С какими объектами интеллектуальных прав работают музеи и как они ими распоряжаются
Музеи в этом смысле не отличаются от других пользователей, они работают с любыми объектами интеллектуальных прав. Речь идет не только о картинах или скульптурах, но и, например, письмах, авторов которых мы зачастую не знаем, уникальных произведениях декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментах, ложках-поварешках, шитье и т.п..
Сюда же относятся объекты дизайна, в том числе разработанные концепции экспозиций, музыкальное оформление, мерчендайзинг, пригласительные буклеты, товарные знаки VR-решения и т.д. Единственное, что следует различать это объекты, которые музеи создают сами, и объекты, которые были получены музеями со стороны.
Если же объект создан непосредственно музеем, он может распоряжаться им точно так как любой другой правообладатель. Важно учитывать следующее: создавая такой объект, музей должен заручиться согласием авторов произведений, его составляющих.
Скажем, мультимедийный продукт с юридической точки зрения представляет собой сложный объект интеллектуальных прав, где могут быть музыка, закадровый текст – отдельно текст, и отдельно его исполнение чтецом, – охраняемые объекты из других музеев, компьютерная графика, фото и многое другое.
Для использования этих объектов в мультимедия, музей должен получить согласие соответствующих авторов / правообладателей.
Сложности в работе с охраняемыми объектами
Без разрешения автора музей может использовать произведение только в постоянной экспозиции и в собственном каталоге. В остальных случаях, например, при включении произведения в мультимедийный продукт, экспонировании на совместной выставке, тиражировании и т.д., музей должен просить у автора разрешение.
Порой такие переговоры могут быть непростыми.
Более того, иногда с правообладателем вообще не получается связаться по разным причинам. И здесь уже возникает проблема сиротских произведений.
Например, автор умер, а его наследники эмигрировали в другую страну, изменили фамилию и вообще понятия не имеют, что произведения их родителей находятся в коллекции.
Хотелось бы надеется, что недавно принятый в России закон о сиротских произведениях решит эту проблему.
О соотношении законодательства об интеллектуальной собственности с музейным законодательством
Авторское и музейное право различаются в первую очередь объемом охраны. Авторское право действует 70 лет после смерти автора и дальше объект переходит в общественное достояние. Это значит, что любое лицо может использовать его без разрешения правообладателя и выплаты вознаграждения.
Право же музеев бессрочно. Согласно 36-й статье закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», использование таких предметов возможно только с разрешения директора музея.
Во-вторых, надо иметь в виду, что коллекция музея может выходить далеко за рамки объектов авторского права. Она может включать, например, бивни мамонтов, шкуры животных, ювелирные изделия времен палеолита и т.п. артефактов. Иначе говоря, здесь уже отличаются объекты охраны.
Третье отличие – отсутствие международных конвенций в музейном праве. В сфере авторского права международное сообщество определилось с ключевыми понятиями, благодаря чему произведения авторов из одной страны, охраняются также и в другой стране. В музейном праве имеется только национальное законодательство.
Можно ли использовать в России предметы из коллекции, например, парижского музея Лувра? Никаких ограничений на этот счет в нашем законодательстве нет.
Можно ли использовать в других государствах произведения из коллекции Эрмитажа и Русского музея? Это зависит от конкретной юрисдикции, так как законодательство о музейной деятельности везде разное.
Может оказаться, что защиту целесообразнее осуществлять, например, в режиме права собственности. Есть международные музейные организации, но о всеобъемлющих конвенциях об охране музейных предметов они пока не договорились.
Правила по использованию фото музейного предмета в сувенирной продукции
Музейное законодательство говорит о производстве печатной и иной продукции с изображением предметов из коллекции музея и, кстати, здания музея, его символики. В коммерческих целях использовать изображения можно только с разрешения учреждения.
Для некоммерческого использования разрешение получать не требуется.
Впрочем, если учесть, что многие блогеры монетизируют свои странички, публикуя рекламу или собирая пожертвования, такое использование может быть признанно и коммерческим. Закон содержит общие нормы, а частности возникают повсеместно.
К слову, разрешение на использование изображения предмета со стороны дирекции музея тоже не имеет какой-то универсальной формы. Каждый музей определяет ее самостоятельно.
В авторском праве, как представляется, все определено четко: разрешение может быть выражено в форме лицензионного договора, договора отчуждения объекта авторского права или каком-то варианте комбинированного договора, куда включены условия предоставления лицензии или отчуждения права. Закон здесь достаточно категоричен.
В музеях ничего подобного нет. Никаких разъяснений от Минкультуры РФ на этот счет до сих пор не поступало. Нет ни типовой формы договора, ни фиксированных ставок вознаграждения, как, например, у Российского авторского общества.
Один музей может разрешить использовать экспонат бесплатно, другой за символическую плату, а получить разрешение у Третьяковки или Эрмитажа может быть не только дорого, но и в целом непросто: крупным институциям важно, как именно вы будете использовать изображение предмета.
Конечно, какой-то общий регламент в этом вопросе был бы полезен.
О цифровых «слепках» музейных экспонатов
Цифровой слепок – это копия. Если предмет еще охраняется, то в стандартном случае предполагается, что на его воспроизведение вы должны получить разрешение автора.
Однако закон содержит исключение в отношении музеев. Он говорит, что музей может это сделать ради сохранения фонда. Скажем, старая книга или письмо могут быть элементарно утрачены: бумага желтеет, чернила выцветают.
Чтобы такой объект не канул в лету музеям рекомендуют создать его качественную цифровую копию, не спрашивая на это разрешения у автора.
О цифровизации в музее-усадьбе «Мураново» от IPQuorum и РГХПУ им. С.Г. Строганова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Цифровизация музейных экспозиций - очень перспективное направление, оно будет в высшей степени востребовано с точки зрения продвижения деятельности музея, не говоря уже о том, что позволит сохранить объекты в новой форме.
Главное максимально бережно относиться к экспонатам и соблюдать все необходимые процедуры.
Более того, качественные 3D-модели могут использоваться дизайнерами, модельерами и другими представителями креативных индустрий, что создаст дополнительные источники дохода для музеев и поможет актуализировать художественные мотивы исторического наследия в современной продукции.
Цифровая копия охраняется авторским правовом так же, как и оригинал, и в отношении неё применяются те же самые средства юридической защиты.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow:
- Искусство и винтаж как часть повседневности. Почему важно окружать себя красивыми предметами и как это влияет на качество жизни
- Тина Канделаки: Крах любой цивилизации сопровождается упадком культуры и искусства
- Шелковые платки по эскизам художника и каменная рука из «панелек». В Москве проходит ярмарка современного искусства