Катакомбные школы как разновидность домашнего обучения

Катакомбные школы как разновидность домашнего обучения

Сегодня массовая школа имеет множество недостатков. Дети тратят огромное количество часов, качество усвоения оставляет желать лучшего, а программы вызывают множество вопросов. Плюс риски: неудачный учитель, буллинг, неучет личных особенностей и образовательных потребностей ребенка. Плюс организационные неудобства: рано вставать, куда-то ехать, быть привязанным к месту, какие-то собрания-сборы денег-уборки и пр. Все это так.

Но при этом надо отдавать себе отчёт, что обучение детей - это работа, требующая времени, компетенций и мотивации, и это не раз-другой что-то ребенку объяснить, а годами, изо дня в день. Много ли родителей, у которых есть на это ресурс? Такие встречаются, но точно не в каждой семье.

При этом, выступая в роли педагога для своего ребенка, сложно отделиться от родительской роли. Даже опытные репетиторы, которые готовы бесконечно объяснять трудный материал ученикам, рассказывают, что со своими собственными детьми они быстро теряют терпение, раздражаются, критикуют ребенка.

Или родителю может быть важнее не заниматься уроками, а куда-то поехать, привлечь ребенка к каким-то другим делам. И так раз, другой, десятый - уже четверть прошла, а программа не пройдена.

Ребенок воспринимает оценку его работы, полученную от родителя, совершенно иначе: иногда более легкомысленно, а иногда слишком драматично.

Умение разделять роли, организовывать процесс - это гораздо более сложная компетенция, чем умение объяснить деление дробей или спряжение глаголов.

Поэтому прежде чем взять на себя работу по обучению детей дома, надо хорошо подумать, почитать об опыте других родителей. Только не тех, у кого все радужно и «инстаграмно», а реальных, таких же как вы.

Катакомбные школы

Более реалистичной мне кажется модель, которую я называю «катакомбные школы». Это школы, которых нет как официального образовательного учреждения (или формально - это учреждение допобразования).

В реальности, это инициатива группы родителей, которые объединяются и ищут для своих детей хороших учителей. Дети числятся на домашнем обучении, но учат их не родители, а профессионалы. Это дешевле, чем нанимать одному ребенку репетиторов по всем предметам. И решает проблему общения со сверстниками, внеурочной жизни.

Часто в таких школах дети за счёт небольших групп и свободных от бумажной работы неистощенных педагогов гораздо быстрее усваивают обязательную программу и имеют возможность заниматься своими хобби. Сложность в том, что аттестацию надо проходить в другом месте, но это при любом домашнем обучении.

Главная сложность «катакомбных школ» - обратная сторона их преимущества. Они создаются неравнодушными родителями и учителями. И если со временем оказывается, что какие-то цели и способы их достижения они видят по-разному, то инициатива может легко развалиться.

Кроме того, такие проекты обычно рождаются под своих детей. Когда те вырастают и переходят в старших классах в профильные сильные школы, проект постепенно сходит на нет.

Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru