Что читают родители, что смотрят дети. 3 образовательных медиа
Сегодня образовательные медиа объединяют разные поколения: детей, которые делают первые шаги в познании мира; родителей, ищущих поддержку и советы; подростков, переживающих за учёбу и выбор профессии. Каждый проект открывает новые горизонты и дарит знания, которые можно применять в жизни.
Мы расскажем о победителях медиапремии «Апостол» — первой премии для медиа и бренд-медиа, — которые стали лучшими примерами такого подхода.
Искусство через дружбу и игру
Если ребёнку положить на стол учебник, шанс увлечь его искусством будет минимальным. Но если дать героя, с которым можно «пойти за руку» в мир музеев и картин, всё поменяется.
Именно так построен «Юный Искусствовед»: у проекта есть свои постоянные персонажи — Костик и Пушкин, которые ведут диалоги, шутят и задают вопросы, близкие детям.
Манук Мелконян, сооснователь проекта «Юный Искусствовед», говорит:
«Такое сочетание при должном исполнении — проработанном сюжете, качественном визуале и продуманной драматургии, создает между журналом и читателем эмоциональную, дружескую связь, через которую дети и подростки лучше воспринимают новое, начинают доверять и прислушиваться. Мы не учим и не наставляем, мы по-дружески рассказываем и советуем»
Визуал в журнале не второстепенный, а главный инструмент: иллюстрации делают известные художники, и сами картинки становятся «артефактами». Их хочется рассматривать, обсуждать и показывать родителям. А игровые задания добавляют динамику: ребёнок не просто читает, а выполняет миссию.
Такая комбинация делает проект мостиком между поколениями — дети увлекаются, а родители видят в журнале ценность и для себя.
Когда родительство становится диалогом
Подростковый возраст — время, когда старые правила не работают, а новых ещё нет. Родители теряются: как разговаривать, как поддерживать, где границы? Медиа могут стать тем самым местом, где эти вопросы обсуждаются без страха быть осмеянным или непонятым.
ГМД-медиа сознательно балансирует между «серьёзным» и «лёгким». С одной стороны — карточки с важной информацией, советы экспертов, ликбезы по острым вопросам. С другой — юмор, простые тексты, которые помогают выдохнуть и почувствовать: ты не один.
Такой формат создаёт ощущение безопасного пространства, где можно отвлечься и отдохнуть.
Анна Косниковская, главный редактор ГМД-медиа, подчёркивает:
«Возможно, за последнее время люди слишком устали от сложных тем. Однажды в медиа действительно случился прорыв, и мы вдруг начали открыто обсуждать то, о чем годами молчали наши родители. Мне кажется, порой нам нужны не глубокие дискуссии на сложные темы — нужно просто побыть рядом, посмеяться, поделиться переживаниями и разойтись с чувством, что мы не одни. Я очень надеюсь, что наше медиа именно это ощущение будет транслировать своей аудитории».
В этом подходе нет морализаторства и давления, зато есть искренность. Именно поэтому читатели возвращаются к медиа снова и снова, воспринимая его как партнёра, а не судью.
Учёба как квест
Есть процессы, которые априори вызывают стресс: поступление в вуз, оформление документов, поиск первого серьёзного места учёбы или работы. Люди теряются, не понимают, с чего начать и как оценить свои шаги.
Чтобы снизить тревожность и превратить эту рутину в понятный маршрут, «Лайфхакер» запустил проект «Путь героя». В нём сложные задачи становятся этапами игры: у каждого шага есть цель, награда и чувство прогресса.
Маша Пчёлкина, исполнительный директор в «Лайфхакере» и «Горящей избе», объясняет:
«Наша задача как медиа — снизить уровень тревоги и помочь читателю разобраться. Для этого мы упаковываем сложные процессы в понятные фреймы, которые помогают превратить рутину в игру, а самому читателю предлагаем через небольшие победы и достижения стать героем этого приключения, вместо того чтобы чувствовать себя напуганным и одиноким».
Игровые механики усиливают этот эффект. Они задействуют базовые триггеры мозга — любопытство, дух соревнования, стремление закончить начатое и получить награду. Формат эдьютейнмента позволяет совместить обучение и развлечение: процесс кажется естественным для цифрового поколения, которое привыкло к квестам и челленджам.
В результате даже поступление в вуз перестаёт быть пугающей рутиной и превращается в приключение, где у каждого есть шанс победить.
Образовательные медиа перестали быть про «знания сверху». Когда детям предлагают игру вместо нотации, родителям — поддержку вместо морали, а подросткам — карту вместо хаоса, возникает самое ценное: доверие. А значит, и желание идти дальше вместе. И это только малая часть историй — ещё больше проектов, которые вдохновляют и учат по-другому, ищите на медиапремии Апостол.