Ребенок любит игры. Как превратить увлечение в будущую карьеру
Пока подросток часами сидит за компьютером и борется с несуществующими «боссами», родители могут задуматься: а вдруг интерес к играм — это билет в профессию будущего?
Ольга Рудакова, PR директор Astrum Entertainment рассказывает, как понять, что у школьника есть все шансы стать востребованным специалистом в игровой индустрии, и как ему в этом помочь.
Комната страхов: он что, хочет только играть
Типичный вечер в московской семье: уроки сделаны, ужин съеден, и вот ребенок уже у монитора, в наушниках, полностью погруженный в виртуальный мир. Знакомая картина?
Для миллионов родителей по всей России это ежедневный ритуал, который часто сопровождается тревогой: «Вот бы так же учился!», «Это бесполезная трата времени!». Первый порыв — ограничить, запретить, отвлечь. А что, если посмотреть на это увлечение под другим углом?
По данным Kaspersky, в России треть геймеров-подростков скрывают от родителей, как часто они играют. Но ребенок не просто «залипает в компьютер». Он, возможно, осваивает навыки, которые станут фундаментом его будущей карьеры в одной из самых динамичных и финансово успешных индустрий в мире. Рынок видеоигр уже давно обогнал по обороту кино и музыку вместе взятые, превратившись из забавы для гиков в мощный технологический и культурный пласт.
И речь не только о далекой Кремниевой долине. По данным Kokoc Group, объем российского игрового рынка к 2026 году достигнет 250-300 млрд рублей и вырастет на 15-25%. Технологии, созданные для геймдева, сегодня лечат людей (виртуальная реальность в реабилитации), учат (образовательные симуляторы) и определяют будущее цифрового дизайна.
Уверенность в том, что «игры — это несерьезно», — это не просто вредный стереотип. Это барьер на пути к перспективной и высокооплачиваемой профессии.
Серьезный бизнес с большими возможностями
Игровая индустрия в России уже давно не андеграундное движение энтузиастов, а полноценный сектор экономики со своей экосистемой и гигантами. Он представлен как крупными студиями с тысячами сотрудников, так и небольшими, но громкими командами, чьи проекты известны на весь мир.
У всех на слуху такие компании, как Astrum Entertainment, 1C Game Studios и Леста Игры. Они входят в топ-100 крупнейших IT-компаний России. Не менее важная часть российской индустрии — это инди-разработчики. Такие игры, как «Black Book» от студии Morteshka, показывают, что уникальная идея и талант из России могут найти отклик у миллионов игроков по всему миру.
Игровая индустрия — это не только разработка. Сюда же относятся сферы стриминга, игровой журналистики, управления комьюнити и киберспорта. Российские команды по Dota 2 и CS2 постоянно входят в число лучших в мире, а отечественные дисциплины становятся все более востребованными.
Например, призовой фонд турнира Astrum League 2024 по Warface составил внушительные 33,7 млн рублей, а общее количество просмотров онлайн-трансляций превысило 3 млн.
Логичный вопрос любого родителя: а насколько это стабильно и сколько можно зарабатывать? После 2022 года рынок действительно пережил серьезный спад и период трансформации. Многие компании перестраивали бизнес-процессы, искали новые модели монетизации и рынки сбыта. Но именно это доказывает зрелость и жизнеспособность отрасли: она не исчезла, а адаптировалась.
Объем вакансий постепенно восстанавливается, а сами компании заявляют о дефиците квалифицированных кадров. Государство также видит потенциал сектора: например, выделение Институтом развития интернета 3,4 млрд рублей на поддержку индустрии в 2025 году — это четкий сигнал о важности отрасли для экономики.
Что касается доходов, то здесь геймдев уверенно конкурирует с другими IT-направлениями. Начинающий тестировщик игр может зарабатывать от 40 до 60 тысяч рублей, что является отличным стартом для студента. Специалист с опытом работы от двух лет, например, геймдизайнер или программист, легко может рассчитывать на зарплату в 120–200 тысяч рублей.
А ведущие разработчики, продюсеры и архитекторы получают предложения и от 300–400 тысяч рублей, особенно если их навыки ориентированы на глобальный рынок.
Не только программист: кто создает игры
Создание игры — это многогранный процесс, больше похожий на съемки кино, чем на техническую разработку. Каждый специалист в команде играет определенную роль, поэтому здесь пригодятся люди с разными талантами.
Если ребенок не расстается с блокнотом и карандашом, придумывает собственных персонажей и миры — его энергия может найти выход в профессии геймдизайнера. Это режиссер игры, архитектор игрового опыта, который придумывает правила, баланс и то, что делает игру по-настоящему увлекательной. Для того, кто любит сочинять истории и живо обсуждает сюжетные повороты в играх и сериалах, есть путь нарративного дизайнера — это рассказчики, которые отвечают за глубину вселенной и эмоции игроков.
Юный художник, чьи альбомы заполнены скетчами и комиксами, может в будущем стать концепт-художником или 2D/3D-иллюстратором, визуализировать героев и локации. Тот, кто обожает разбирать игры на запчасти, искать баги и критиковать неудачные моменты, возможно, найдет себя в тестировании (QA) — это идеальная стартовая позиция для погружения в индустрию. А если ребенок с головой уходит в саундтреки, улавливает, как музыка создает атмосферу, его путь может лежать в сторону саунд-дизайна.
Но индустрии нужны не только творцы. Для общительных и организованных детей, лидеров в школьных проектах, есть роли продюсеров и менеджеров проектов, которые следят за сроками, бюджетом и командой.
А если ребенок увлеченно проводит время в соц сетях и любит объединять людей, он может стать прекрасным комьюнити-менеджером, выстраивая мост между разработчиками и игроками, или SMM специалистом.
Людям, работающим в геймдеве, необходимо уметь работать в команде и быть готовыми постоянно учиться, так как технологии в разработке игр развиваются очень стремительно. Одного диплома из вуза будет недостаточно для успешной карьеры. Здесь как никогда актуальна концепция lifelong learning.
Например, в современных играх все чаще используют ИИ. Он позволяет создавать интересных NPC (персонаж, которым пользователь не управляет), оптимизировать изображения на ПК игрока, тестировать уровни и прочее. Поэтому растет спрос на специалистов, умеющих работать с разными типами нейросетей, а разработчики активно осваивают новые инструменты.
Как увидеть эти склонности уже сейчас? Обратите внимание на школьные предметы и увлечения.
Интерес к математике, физике и информатике — очевидный фундамент для программиста. Любовь к литературе и истории — кирпичики для будущего сценариста. Уроки ИЗО и черчения — база для художника, а социальные науки и английский язык — для будущего маркетолога или продюсера, работающего на глобальный рынок.
С чего начать без финансовых вложений
Понять потенциал игрового увлечения — это первый шаг. Второй, и самый важный, — помочь ребенку сделать осознанный выбор и дать ему первые инструменты для развития. Главная задача на старте — поддержать интерес и дать возможность «примерить» на себя разные роли в геймдеве.
Шаг 1
Конструктивный диалог. Вместо вопроса «Сколько можно играть?», попробуйте узнать, чем это хобби привлекает ребенка: «Во что ты играешь и что тебе нравится в этой игре?». Нравится исследовать мир и находить секреты? Возможно, это склонность к геймдизайну. Нравятся крутые спецэффекты и детализация персонажей — это интерес к визуальной части. Ребенок рассказывает о продуманной экономике игры или о том, как можно было бы улучшить тот или иной момент? Это зерно для аналитика или продюсера.
Шаг 2
Попробовать силы на практике. Теория меркнет по сравнению с возможностью создать что-то свое. Для этого даже не нужны дорогие курсы или мощный компьютер:
- Для младших школьников отличным стартом станут визуальные среды программирования, такие как Scratch или Kodu Game Lab. Они позволяют создавать простые игры по принципу конструктора, развивая логику и понимание базовых принципов дизайна.
- Для подростков идеальными «песочницами» станут Roblox Studio и Core, где можно не только создавать свои миры, но и изучать основы монетизации и работы с комьюнити. Если ребенок увлекается Fortnite, он может попробовать создать собственную карту на базе редактора UEFN (а еще Epic Games поощряют авторов долей от монетизации пользовательских карт). Более серьезный вариант — движки Unity и Unreal Engine. Для работы с ними требуется уже более комплексная база знаний, однако комьюнити ежедневно создает огромное количество обучающих материалов с бесплатным доступом.
Шаг 3
Доступные образовательные ресурсы. Когда интерес окреп, его можно поддержать структурированными знаниями.
- Помимо специализированных секций и кружков существуют и тематические онлайн-проекты. Например, «Код будущего» позволяет старшеклассникам бесплатно обучаться на курсах программирования, среди которых языки C++ (основной язык Unreal Engine) и C# (основной язык Unity).
- В соцсетях существуют сообщества для начинающих разработчиков, такие как Prototype.indie (проводят и офлайн-мероприятия, где инди-разработчики могут посетить профильные лекции и представить свои проекты) или форумы на DTF или Reddit. Здесь ребенок сможет увидеть, как другие энтузиасты делятся опытом, ищут команду и находят отклик.
Лучшая поддержка со стороны родителя — дать ребенку возможность получить первый опыт в профессии еще до поступления в вуз. Например, вы можете вместе выбрать интересные факультативы или курсы по разработке от IT-школ. На старте необязательно останавливаться на одном направлении, если это пока сложно. Через пару уроков или пробных занятий подросток сам поймет, что ему ближе.
Как выбрать качественную программу в вузе
Выбрать вуз для поступления нужно заранее: в некоторых заведениях есть дополнительные вступительные испытания и требования к портфолио, о которых старшекласснику стоит знать уже в начале учебного года.
Для образовательной программы по игровым направлениям главный признак качества — это сотрудничество с компаниями из индустрии. Студии разработки могут влиять на наполнение курса и помогать студентам учащимся получить первый опыт работы.
Например, МФТИ и Университет «Синергия» сотрудничают с издателем и разработчиком Astrum Entertainment. Геймдев-специалисты принимают участие в мероприятиях вузов, а студенты могут проходить практику в компании. Это дает им преимущество на рынке, ведь выпускники программ уже будут иметь опыт работы с реальными проектами, а кто-то и квалификацию уровня middle. По такой же схеме с 2025 года сотрудничают ВШЭ и «Леста Игры».
Представление о программе также даст портфолио ее выпускников. Как правило, работы публикуют на сайте факультета или показывают на открытых презентациях для партнеров и абитуриентов.
Знакомство с проектами не только позволит понять, с какой квалификацией студенты покидают вуз, но и поможет вызвать у подростка живой интерес к профессии.
Задача родителя — заметить способности и интересы ребенка и помочь ему найти точку применения. Даже если путь пока кажется неопределенным, важно позволить подростку самому исследовать разные сферы и поддержать в том, к чему он проявит интерес. Игровая индустрия объединяет в себе технологии, творчество и психологию, и именно здесь простое увлечение может стать будущей карьерой.