Где школьников учат сити-фермерству и нейротехнологиям: подборка самых необычных кружков в столице
Московская система дополнительного образования постоянно развивается, предлагая своим подопечным все новые возможности для реализации своего потенциала.
Ранее Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что большой популярностью у столичных школьников пользуется проект «Урок с чемпионом» - в 2025 году свыше 4,5 тысяч ребят познакомились с олимпийскими чемпионами, чемпионами мира, Европы и России.
Кроме того в столице работает более 135 тысяч кружков и секций, которые посещает свыше 1,5 миллионов юных москвичей. Школьники активно занимаются астрономией, физическими и химическими исследованиями, осваивают нейросети и изучают растениеводство.
Все программы разработаны с учетом интересов юных москвичей и современных тенденций в мире образования. Рассказываем о самых любопытных кружках.
Технологии открытия астрономических объектов
Где: Московский дворец пионеров на Воробьевых горах
Возраст: 11–17 лет
В этом кружке школьники знакомятся со звездным небом, системой небесных координат и другими астрономическими понятиями. С 2019 года ученики открыли 70 сверхновых и 130 переменных звезд. За первое полугодие этого учебного года воспитанники дворца сделали шесть новых астрономических открытий.
Например, Леонид Коньков обнаружил три сверхновые звезды, увеличив свой счет до 20 объектов ― 17 сверхновых и три переменные звезды. Десятиклассники Антон Шипулин и Андрей Щепановский также открыли свои звезды. Ученик шестого класса Дмитрий Леонов, занимающийся у Дениса Денисенко, нашел двухсотую звезду — переменную Leonov 1 в созвездии Ориона.
Нейрофитнес
Где: Дворец творчества детей и молодежи «Восточный»
Возраст: 8–10 лет
Развить когнитивные способности через игровые тренировки помогут занятия по нейрофитнесу. Он включает техники для активизации разных зон мозга, улучшения концентрации, памяти, гибкости мышления и других умственных навыков. Занятия также содержат кинезиологические упражнения для укрепления здоровья и улучшения психоэмоционального состояния.
На занятиях детям предлагают разнообразные задания: соревнования на скорость мысленной сортировки объектов, упражнения с балансировочными досками для тренировки вестибулярного аппарата и внимания, а также дыхательные и телесные практики в игровом формате для саморегуляции и снижения тревожности.
Сити-ферма
Где: школа №86 имени М. Е. Катукова
Возраст: 2–7 лет
В этом кружке будущие агрономы изучают основы растениеводства, знакомятся с системой гидропоники и выращивают овощи, фрукты, ягоды и зерновые культуры в условиях большого города. Юные ученые используют прогрессивные методы современного фермерства, в том числе инженерные техники, ИТ-технологии и конструирование.
«Это настоящая научная лаборатория в стенах школы. Здесь дети учатся выращивать растения в городских условиях при помощи системы гидропоники, приучаются к сельскохозяйственному труду, знакомятся с селекцией растений, круглый год выращивают различные виды овощных и ягодных культур и собирают урожай. Даже самые маленькие воспитанники могут ухаживать за растениями и проводить различные эксперименты»
Руководитель кружка «Сити-ферма»
Современный мечевой бой
Где: Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»
Возраст: 5–17 лет
Для любителей истории и спорта созданы кружки по современному мечевому бою. Перед тем как воссоздать сражение, воспитанники изучают историю, строят декорации и продумывают тактику ведения боя.
Занятия абсолютно безопасны: удары допустимы, но не обязательно касаться соперника мечом, главное отыграть нападение — так воспитанники развивают не только физические навыки, но и воображение. Перед сражением ребята надевают мягкую экипировку — жилеты, шлемы и защиту для ног и рук, которая оберегает от травмирования.
Кроме того, вместе с мечом школьники используют щит, который подбирают под возраст и вес ребенка.
Нескучная лаборатория
Где: Центр развития творчества детей и юношества «Гермес»
Возраст: 5–8 лет
На занятиях юные москвичи знакомятся с основами науки в игровой форме. Ребята проводят опыты, изучают химические реакции, физические законы и другие явления.
Каждое занятие построено таким образом, чтобы ребенок смог сам исследовать мир вокруг себя. Для этого ребята проводят необычные эксперименты — строят мосты из спагетти, создавая вулканы и извержения и оживая бумажных кукол с помощью магнитов.
Нейросети и дизайн. Основы веб-дизайна
Где: Центр детского творчества «Строгино»
Возраст: 8–14 лет
Этот кружок для тех, кто хочет изучить основы веб-дизайна и получить базовые навыки работы с нейросетями для генерации изображений. Школьники узнают элементы и эффекты дизайна, принципы работы графических редакторов, учатся создавать дизайн-макеты и анимировать их с помощью нейросетей, а также разрабатывать уникальные изображения для сайтов и дизайны мобильных приложений.
«Мне нравится работать в программе Figma и изучать нейросети. На занятиях мы анимируем фотографии, с помощью которых можно сделать хорошую рекламу. За одно занятие я могу создать простую анимацию для трех работ. Я уже научилась создавать с нуля баннеры и сайты, а с помощью искусственного интеллекта умею делать анимации»
Воспитанница кружка «Нейросети и дизайн. Основы веб-дизайна»
Картинг
Где: Центр внешкольной работы «На Сумском»
Возраст: 6–11 лет
Ребятам, которые любят скорость, подойдет картинг — гонки на автомобилях без кузова. На занятиях ребята изучают правила дорожного движения, развивают лидерские качества, физические навыки, скорость реакции и принятия решений, учатся выполнять различные маневры.
Кроме того, картинг помогает выплеснуть эмоции и зарядиться энергией. Тренировки проходят под руководством опытных инструкторов, как и конкурсные мини-заезды.
Узнать больше о дополнительном образовании в столице можно в телеграм-каналах «Московское образование» и «Московский центр воспитательных практик».
Программы дополнительного образования развивают у школьников творческое и критическое мышление и формируют у них навыки, которые пригодятся им в будущей профессии. Мероприятия, проходящие в рамках дополнительного образования, вносят вклад в проект «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».