Медиавыставки в 2023 году. Чем готовы удивлять музеи и выставки России

Медиавыставки в 2023 году. Чем готовы удивлять музеи и выставки России

С каждым годом музеи и выставочные пространства становятся все более впечатляющими, даже в самых традиционных появляются цифровые технологии. Оживают картины, экспонаты начинают говорить с посетителями, а окружающее пространство видоизменяется по мере знакомства с экспозицией.

Мультимедиарешения становятся важной частью культурных пространств. Генеральный директор ИТ ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ Владимир Розин рассказал, какие новые технологии в выставках будут актуальны в 2023 году и где на них уже можно посмотреть.

Видеомэппинг

Одна из самых интересных технологий, которая появляется во многих культурных пространствах, в том числе на выставках и музеях.

Видеомэппинг — это проекция изображения на рельефный объект — например, на стену здания, памятник и так далее. Картинка накладывается на особенности поверхности, благодаря чему поверхность «оживает».

Можно направить проекцию на обширную площадь, а можно — на небольшой ее участок, чтобы встроить виртуальное изображение в реальное. Это называется микромэппингом.

1 / 2

Увидеть, как это реализовано, можно на выставке «Как строилась советская власть» в «Ельцин Центре» в Екатеринбурге или в музейном комплексе «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе» — одном из самых технологичных цифровых пространств среди новых музеев в России.

Оживающие картины

Для реализации этой идеи в основном применяется AR-технология дополненной реальности. Благодаря ей посетитель может увидеть, как на белом холсте появляется знакомое ему произведение или что происходит в сюжете: что было до того, как художник остановил мгновение, или что будет дальше.

Самая простая реализация идеи оживления картин заключается в том, что посетитель выставки наводит камеру смартфона на QR-код рядом с объектом. И на экране смартфона картина становится динамичной.

Эту технологию активно используют на фестивале ArtLife Fest, который проходит в разных городах. В Москве его принимал «Манеж». Чтобы оживить картины, посетителям нужно было воспользоваться одноименным приложением ArtLife.

3D-объекты

Частью традиционных экспозиций постепенно становятся и 3D-объекты, которые могут появляться буквально из ниоткуда при случайном наведении камеры на объект. Например, над страницами книги распускается механический цветок или из клетки вылетает птица. Все это зачастую происходит благодаря AR-технологиям.

В отличии от классической идеи оживления картин для 3D-дополнений используются AR-маркеры (не имеющие отношения к QR-коду), часто невидимые глазу. Маркер попадает в камеру смартфона или планшета — и на экране появляется 3D-объект, дополняющий физическую часть экспозиции.

Такую идею реализуют не только за рубежом, но и в России. Например, в проекте «Путешествие с животными» в Дарвиновском музее: животные в витринах оживают, когда посетитель становится на «волшебную кнопку».

Виртуальные экспозиции

Классические объекты экспозиции все чаще дополняются видеоконтентом на мультимедийных экранах. И здесь главное — удачно, гармонично встроить экран в общую идею, чтобы посетитель не испытывал ощущения, что он просто встал перед условным телевизором, посмотрел ролик и ушел.

Один из самых ярких примеров такой технологии — виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70 в Музее РЖД Санкт-Петербурга. Экран постепенно движется вдоль физического музейного объекта и показывает его «внутренности», как рентген-аппарат.

Виртуальные голограммы

Экскурсоводы и гиды в музеях уже не всегда реальные люди, постепенно к ним добавляются и виртуальные благодаря голографии. Для того чтобы увидеть своего провожатого, никакого специального оборудования посетителю не нужно, что удобно для активного распространения технологии, в отличие от AR- или VR-решений. А в отличие от 3D-проекций, голограмма одинаково четко видна с разных точек.

Примеров подобной технологии в России пока немного, но постепенно она будет распространяться. Например, гид-голограмма Анна водит по залам посетителей Музея истории Костромского края, а потом ее сменяют голографические образы губернатора, рабочего и фабриканта.

Виртуальный гид не единственное применение голографии в музеях и выставочных комплексах. Это еще и новый формат интерактивного знакомства с объектом экспозиции.

В Музее Победы на Поклонной горе при помощи голографической проекции посетителям показывают оружие, которое использовалось в годы Великой Отечественной войны. А благодаря сенсорным датчикам зритель может листать голографическую «книгу» и рассматривать разные иллюстрации. С помощью той же голографии посетители видят несколько эпизодов войны с участием Сталина.

Безусловно, все описанные технологии появились не в 2023 году и даже не в 2020-м. Многие из них единично внедрялись в музеях и на выставках уже давно, даже в России. Однако сейчас, благодаря активной модернизации и цифровизации культурных пространств, их будет больше. Министр культуры РФ в марте говорила, что в экспозициях федеральных музеев появятся VR-решения, региональные музеи стараются своими силами внедрять мультимедиатехнологии. Поэтому в ближайшем будущем гости будут получать еще более яркие впечатления от посещения культурных пространств.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru