Параллельный импорт: между дефицитом и контрафактом
По мнению экспертов, легализация параллельного импорта поможет восполнить дефицит товаров, поставки которых были прекращены в результате введённых санкций. Однако при таком формате закупок может увеличиться и доля контрафакта.
В конце июня президент России Владимир Путин подписал закон, легализующий параллельный импорт.
В соответствии с ним разрешается ввозить в страну перечень товаров, ранее утвержденный Минпромторгом РФ, без согласия производителя или правообладателя. В частности, такой формат закупки товаров теперь легитимен в отношении автомобилей и запчастей к ним, бытовой и электронной техники, фармпродукции и т.д.
Напомним, после начала специальной военной операции в Украине Россию покинуло около двухсот иностранных брендов в различных сегментах производства и предоставления услуг. Это привело к дефициту отдельных товаров и росту цен.
Предполагается, что параллельный импорт должен решить проблему нехватки такой продукции и насытить ею рынок.
Впрочем, как отмечают игроки рынка и независимые эксперты, у вполне логичного и вынужденного законодательного решения по такому формату закупки иностранных товаров есть свои нюансы.
Во-первых, в рамках параллельного импорта данная продукция дополнительно вырастет в цене. Во-вторых, далеко не весь товар можно будет приобрести при такой схеме закупок. В-третьих, могут появиться проблемы с сервисным обслуживанием импортируемой продукции и вырасти доля контрафакта.
Необходимая мера
Вице-президент «Клуба 500», глава компании Surenkok Moscow Омюр Сюренкок полагает, что при параллельном импорте роста цен не избежать из-за увеличения логистических расходов. Кроме того, компания, которая помогает с параллельным импортом, тоже хочет иметь комиссию, ведь именно она берет на себя определенные риски.
«В нашем случае, работая с компанией-заказчиком из России, мы полностью берем на себя контроль за движением товара, прозрачно показываем партнерам расходы, логистику, сертификацию. Параллельный импорт, конечно, поможет России решить проблемы с дефицитной и санкционной продукцией. Тем более, что дефицит страшнее, чем относительно завышенная стоимость товара. Если такой продукт будет доступен в наличии, он уже не будет провоцировать еще большую инфляцию», - уверен бизнесмен.
«Несомненно, параллельный импорт уже позволяет ввозить в Россию продукцию ушедших брендов, что решает существенные проблемы с дефицитом и отказом правообладателей поставлять в нашу страну продукцию», - отмечает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
По заявлению эксперта, товары ввозят через страны, не поддержавшие санкции, однако затраты на логистику и схемы поставок увеличились на 10-70%.
При этом в массовом ритейле существенных проблем возникнуть не должно - рост цен уже состоялся. Часть продукции, например, в автозапчастях, будет сложно вернуть на российский рынок, так как уже произошло вытеснение более дешёвыми аналогами, мало уступающими в качестве.
Тем не менее, часть продукции, в первую очередь технологического характера, например, сетевое оборудование, поставить в Россию будет сложно, а определённых производителей – просто невозможно.
Например, поставка воспроизводительных чипов сейчас крайне осложнена в связи с ограниченным количеством производителей.
Схожие выводы делает и директор по спецпроектам группы электронных торговых площадок OTC.ru Сергей Сердюков. По его словам, параллельный импорт — это необходимая мера, которая поможет избежать дефицита импортных товаров, расширить их ассортимент и, возможно, сдержать рост цен, причиной которого в том числе является ажиотаж по поводу ухода некоторых иностранных брендов с российского рынка.
Но таким образом будет сложно импортировать продукцию, не входящую в список товаров для параллельного импорта, утвержденного Минпромторгом РФ.
«К примеру, в официальном списке есть фармацевтическая продукция, но в него не попали лекарства. Включены лишь вата, санитарные сумки и наборы для оказания первой помощи. Если поставщик захочет продавать продукцию, не входящую в список Минпромторга, на маркетплейсах, то, скорее всего, маркетплейс отклонит такую заявку. Кроме того, продавца могут заблокировать», - считает эксперт.
Совладелец агентства M.A.Research и руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская полагает, что в рамках параллельного импорта, могут возникнуть сложности с ввозом импортных автомобилей.
На данный момент непонятно, на каких условиях ввозится техника, есть ли гарантийное обслуживание, как проверить комплектацию автомобиля.
Кроме того, зарубежные дилеры опасаются попасть под вторичные санкции, продавая автомобили в Россию по схеме параллельного импорта.
«Думаю, похожие сложности могут возникнуть и при ввозе других промышленных товаров. Основные риски компаний, закупающих товары таким способом, это, например, возможная блокировка электронных устройств, не предназначенных для России, такие случаи уже есть с продукцией Samsung. Кроме того, правообладатель может ввести санкции и в перспективе лишить компанию возможности легально продавать товары под своим брендом.
Непонятно, как будет осуществляться гарантийное обслуживание техники, ввезенной параллельным импортом. То есть, основные риски для компаний – репутационные», - отмечает Синявская.
Обратная сторона
На сложности получения полноценного гарантийного и технического сервиса импортированных таким образом товаров обращают внимание и другие эксперты.
По мнению управляющего партнера Центра правовой поддержки внешнеэкономической деятельности «ПравоВЭД» Дмитрия Светлова, основная проблема заключается не столько в сложности ввоза отдельных категорий товаров, сколько в возможности обеспечить полноценное постпродажное обслуживание.
Риск для конечного потребителя — это невозможность полноценного гарантийного и технического сервиса. Дополнительным риском является повышение шанса приобрести контрафактную продукцию, которую недобросовестные импортёры будут пытаться ввезти в страну под прикрытием параллельного импорта.
Повышение доли контрафакта является обратной стороной легализации параллельного импорта. С этой проблемой должны и будут бороться таможенные органы РФ.
По словам Анны Синявской, доля контрафакта уже увеличивается, особенно в онлайн-канале. В дальнейшем она будет расти за счет небольших продавцов, которые будут ввозить контрафактные товары. Способов проверить подлинность товара, ввезенного параллельным импортом, пока что немного, рядовому потребителю будет сложно это сделать.
Турецкий бизнесмен Омюр Сюренкок более оптимистичен. «Действительно доля контрафакта пока будет увеличиваться. Ведь никто не думал ранее, что закупки будут происходить таким образом, но все же это ненадолго. В перспективе контрафакта станет меньше. В том числе, благодаря увеличению легитимных зарубежных партнеров, выполнению обязательств перед налоговыми и таможенными службами»,- считает он.
Стоит добавить, что на днях стало известно, что крупные российские ритейлеры, участники («М.Видео», «Эльдорадо», Ozon, DNS и др.) решили установить на электронику и бытовую технику, ввезенную в страну рамках параллельного импорта, годовое гарантийное обслуживание. В течение этого срока продавец на себя возьмет все издержки по ремонту или замене товара, попадающего по неполадке под гарантийные обязательства.
На пути к импортозамещению
По мнению экспертов, в целом, параллельный импорт вполне легитимен в международном сообществе. Он практикуется многими странами, в том числе относящихся недружественно к России.
Параллельный импорт, подчеркивает Дмитрий Светлов, это и есть отражение международного принципа исчерпания прав, смысл которого заключается в том, что импорт товаров, защищенных товарным знаком, возможен любым участником рынка, а не только лицом, получившим разрешение владельца бренда (правообладателя).
В том или ином виде параллельный импорт функционирует во многих станах мира, в том числе и в ЕС, США, Великобритании, Турции, Иране, Бразилии и других странах.
Мы не единственная страна, которая разрешила параллельный импорт, отмечает Сергей Сердюков. «К примеру, он действует в США, Индии, Китае, Японии и даже Швейцарии. Компании, закупающие товар таким способом для дальнейшей перепродажи, несут определенные риски — на них ложится обязанность по техническому обслуживанию товара, теперь это придется делать своими силами. Но только так можно минимизировать последствия от введенных против России санкций — избежать дефицита импортных товаров и роста объемов контрафактной продукции», - уверен он.
Ряд экспертов считает, что параллельный импорт будет задействован длительное время и дело не только в политике. Руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова напоминает, что Россия по ряду ключевых позиций остается импортозависимой, нарушенные логистические цепочки и параллельный импорт будут приводить к росту цен на территории страны.
Однако и развертывание собственных производств не сразу поспособствует снижению их стоимости.
«Причины носят чисто экономический характер. Индустриализация народного хозяйства потребует колоссального объема инвестиций со стороны не только государства, но и бизнеса. Многие проекты имеют длительный срок окупаемости, включая в себя весь цикл от фундаментальных и прикладных исследований через изготовление опытных образцов до запуска серийных производств.
Уровень цен должен быть таким, чтобы обеспечить рентабельное импортозамещение, компенсируя и капитальные вложения, и предпринимательские риски. На этом этапе важно слаженное взаимодействие инструментов господдержки, финансово-кредитной политики и регуляторных рычагов. И конечно, инвесторам нужна уверенность в сохранности и окупаемости вложений, и в этом государство тоже должно помогать», - резюмирует аналитик.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: