«Ганди молчал по субботам», «Семейное счастье» и еще 3 фестивальных фильма от преподавателей факультета кино
Фестивальное кино традиционно сохраняет открытость к экспериментам и поднимает глубокие социальные темы. Эти фильмы служат не только развлечением, но предлагают зрителю размышлять, ставить под сомнение привычные взгляды, переосмысливать свою жизнь через призму судеб героев.
Преподаватели и продюсеры факультета кино университета «Синергия» составили подборку работ, показанных на российских фестивалях 2025 года, которые нельзя пропустить.
Ксения Солодухо, преподаватель актерского мастерства факультета кино университета «Синергия»
Ричард Линклейтер, «Новая волна»
Фильм — участник 78-го Каннского фестиваля и внеконкурсного показа фестиваля «Маяк — 2025» в Геленджике
Линклейтер своей «Новой волной» отдает дань памяти и благодарность эпохе гениев, создавших великое кино. Он снимает ленту в черно-белом варианте, что сразу переносит зрителя в то время, когда кинематограф дышал подлинностью и искренностью. Эта стилистика создает атмосферу, в которой на экране — живой человек, личность, не украшенная силиконом, гаджетами и спецэффектами.
Фильм посвящен созданию шедевра выдающегося режиссера, представителя французской «новой волны» Жана-Люка Годара «На последнем дыхании». Это не просто история о том, как снимали кино, а коленопреклоненное спасибо.
Важно, что героев фильма играют почти неизвестные актеры. Ведь обожаемый всеми ныне Жан-Поль Бельмондо, исполнивший в ленте Годара роль Мишеля Пуакара, на тот момент был никому не известен. Феномен Бельмондо начался именно с этой картины.
Любопытно, что Бельмондо появился не в образе безупречного красавца — он предстал со сломанным носом, выдвинутой челюстью, неровными зубами. Но именно в этой нелакированной внешности проявились огромное мужское начало, бесстрашие, сила духа, доброта, покорившие зрителей. Как говорила о нем Марлен Дитрих, «появился новый секс».
Французы прозвали его Бебелем — баловнем судьбы. Его уход в 2021 году стал национальной и мировой трагедией: под флагом Франции, под музыку Морриконе его тело выносили из Дома инвалидов, и миллионы оплакивали человека, принесшего в дома через голубые экраны счастье и утешение.
Линклейтер не впервые снимает кино о людях, которые привели его в профессию своими творениями. В 2009 году вышла его картина «Я и Орсон Уэллс», посвященная легендарному американскому режиссеру. На этот раз в центре фильма — Годар и его работа «На последнем дыхании», но вместе с ним на экране оживают десятки исторических фигур кинематографа.
Важное место занимает Франсуа Трюффо — соавтор сценария «На последнем дыхании». С нескрываемым удовольствием Линклейтер выводит на экран Роберто Росселлини, положившего начало неореализму в кино. В кадре появляются Кокто, Мельвиль, Брессон. Брессон посылает к Годару карманника, а старик Кокто отправляет Трюффо в боевое крещение.
Атмосфера фильма невесома, как шифон на ветру в Сан-Тропе, любимом курорте Бебеля. Реплики героев полны знаменитых французских афоризмов. Это комедия-памятник, знак преклонения перед Годаром и всеми мастерами «новой волны». Картина напоминает нам, что великое наследие нужно беречь и передавать будущим поколениям.
Дмитрий Белов, преподаватель монтажа и графики факультета кино университета «Синергия»
Роман Михайлов, «Путешествие на солнце и обратно»
Проект был показан на Московском Международном кинофестивале 2025 года и вызвал особый интерес. Формально это сериал, но на деле — семь полнометражных глав, соединенных в одну историю. Михайлов, автор романа «Дождись лета и посмотри, что будет», экранизировал собственный текст, и в этом чувствуется редкая цельность замысла.
История разворачивается в середине 1990-х. Руслан взрослеет в маленьком российском провинциальном городе, где жизнь будто замерла после развала Союза. Завод, на котором горбатилось полгорода, закрыт. Взрослые растеряны, а подростки пускаются в путешествие по дворам, подвалам и заброшкам. Все ищут свой путь и почти каждый ошибается: один уходит к бандитам, другой проводит юность в психушке, третьи находят утешение в наркотиках.
У Руслана же есть невидимая опора — память о свадьбе, на которой он мальчишкой влюбился в чужую невесту. Этот образ становится для него чем-то вроде компаса: в мире, где все рушится, он ищет хоть какую-то форму света, которая поможет ему не раствориться в хаосе.
«Путешествие на солнце и обратно» — не очередная бандитская сага. В центре не криминал, а история взросления и поиска себя в условиях переломного исторического времени. Сериал погружает в атмосферу лихих 90-х, с утратами, потерей морально-нравственных ориентиров и расколом привычного мира.
Для поколения, выросшего в то время, картина — болезненная ностальгия, а для молодежи — взгляд в прошлое, объясняющий многое в сегодняшней реальности.
Ксения Иванова, преподаватель актерского мастерства факультета кино университета «Синергия»
Юрий Зайцев, «Ганди молчал по субботам»
Дебютный проект режиссера и сценариста Юрия Зайцева создан совместно с киностудией «Ленфильм». Премьера состоялась на конкурсном показе фестиваля «Короче» в Калининграде в 2025 году. В фильме снимаются Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова, Виктория Толстоганова, Евгений Коряковский и др.
Фильм снят по одноименной пьесе Анастасии Букреевой и рассказывает историю 16-летнего Мота, чей мир рушится из-за развода родителей. В знак протеста он приводит в квартиру бездомную из подземного перехода, что кардинально меняет его жизнь.
История трогает тем, что основана на реальных событиях — не о вымышленных людях, настоящих. Историю Лизы (Дарья Екамасова) еще можно услышать на питерских улицах.
«Ганди молчал по субботам» — еще одна история о взрослении, о том, как жестокий мир врывается в жизнь подростка и как ему предстоит принять эту реальность. Мот жил в счастливой семье: крепкие отношения любящих людей, каждый вечер — совместный ужин. Но однажды папа пришел и сказал, что уходит.
Картина показывает: пусть все вокруг рушится, но, встречая людей с еще более страшной судьбой, ты начинаешь ценить жизнь, становишься добрее к ближнему и слабому. Протянутая рука помощи, может, и не спасет, но зато подарит надежду.
Фильм поднимает темы одиночества и неравнодушия. Важно уметь слышать друг друга. Это актуальная тема, о которой хочется и нужно говорить.
Несмотря на то, что мы неоднократно видели Марка Эйдельштейна в роли подростка, в этом фильме его амплуа не вызывает отторжение. Работа Дарьи Екамасовой вызывает оторопь в самом прекрасном смысле слова — невероятная глубина и понимание роли, при том, что за весь фильм она произносит всего несколько слов.
Режиссерский стиль, его почерк чувствуется в каждом кадре. Зайцев не боится разговаривать со зрителем. Другой вопрос, слышит ли его зритель. Но это тема всего фильма: «Слышим ли мы друг друга?»
В ленте много деталей, несмотря на небольшой хронометраж. Но это не раздражает, а еще больше вовлекает в атмосферу. Текст повествования рваный — в первой части бешеный темп, к концу он замедляется. Но ожидание развязки и внутреннее напряжение героев держат внимание. В фильме много смешного и трагичного — как в жизни, страшной и прекрасной во всем ее многообразии.
Мария Мина, руководитель продюсерского центра факультета кино университета «Синергия»
Стася Толстая, «Семейное счастье»
Фильм — настоящий пир для глаз, во многом благодаря изысканной работе оператора Тима Лобова.
Он наполняет экран приглушенной палитрой русской живописной классики, вызывая в памяти образы, напоминающие умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана и духовный символизм Михаила Нестерова.
Камера с любовью задерживается на идиллической жизни в поместье, где медленные детальные кадры быта создают осязаемый дышащий мир.
Однако эта визуальная гармония намеренно нарушается, когда действие переносится в Петербург. Монтаж приобретает суматошный, почти клиповый ритм, погружая зрителя в чувства, которые захлестывают героиню. Работа Лобова не просто красива — она содержательна. Мастер виртуозно использует свет, тень и композицию, чтобы отразить внутренний мир персонажей.
В центре визуального великолепия — дебютная роль Евгении Леоновой, которая играет юную Машу с завораживающей смесью хрупкости и зарождающейся воли.
Выпускница требовательной театральной школы Юрия Бутусова, актриса обладает поразительным диапазоном, позволяющим пройти путь героини от наивной влюбленной девушки до женщины, пытающейся справиться с ограничениями супружеской роли.
Ее выразительные глаза и органичное перевоплощение становятся откровением, несущим эмоциональный груз фильма со зрелостью, неожиданной для ее лет.
Экранную пару Леоновой составляет опытный Евгений Цыганов, получивший за роль мужа Сергея Михайловича «Серебряного Святого Георгия» на Московском международном кинофестивале. Актер в своей сдержанной манере воплощает человека, разрывающегося между искренней открытой любовью и муками ревности и нравственных терзаний, добавляя брачной динамике необходимую глубину и сложность.
И все же, при всей своей красоте и мощных актерских работах, «Семейное счастье» не лишено досадных промахов. Режиссерский замысел Толстой иногда дает сбой, вводя постмодернистские элементы, которые кажутся неуместно выбивающимися из общего строя. Петербургские балы с танцорами, измазанными блестками, и саундтреком, уходящим в современные электронные ритмы, хоть и являются попыткой снимать современно, но воспринимаются как болезненная уловка, разрушающая очарование исторического антуража.
Более того, фильм щедро усыпан непроработанными метафорами — сюрреалистичный подводный танец или свадьба в разрушенной церкви, напоминающая похороны.
Казалось бы, они намекают на моральный упадок и смерть, но в конечном счете никуда не приводят, оставляя искушенного зрителя самому заполнять сюжетные пробелы.
И хотя фильм смело задается вечным вопросом о том, в чем заключается супружеское счастье, его финальный посыл кажется неоднозначным, склоняясь не столько к твердой воле Толстого в вопросе семейных ценностей, сколько к меланхоличному предположению, что привычка является лишь суррогатом счастья.
Ника Кожевникова, продюсер факультета кино университета «Синергия»
Антон Маслов, «Мужу привет»
Эта картина о том, где проходит грань между верностью и жизнью, имеем ли мы право на новое счастье, когда старое не закончилось, а замерло.
Сюжет повествует не столько о любовном треугольнике, сколько о внутреннем освобождении. Кома здесь — не злодей, а метафора той самой «паузы», на которую многие из нас ставят свою жизнь, боясь сделать шаг.
Кино не дает простых ответов, потому что в жизни их нет. Встреча Катерины с Георгием заставляет сделать болезненный, но необходимый выбор, чтобы наконец выйти из собственной комы нерешительности.
Режиссер намекает, что после титров нам всем нужно спросить себя: «На какой паузе я остаюсь?»
Новости партнеров:
Новости партнеров: