Топ-15 российских сериалов: где стиль встречается с атмосферой
В 2010-х и особенно в 2020-х годах российское телевидение сделало большой скачок. Мы пережили эпоху плохоньких многосерийных мелодрам и шагнули в мир жанрового разнообразия, стильных постановок, узнаваемых лиц и авторского почерка.
Продюсер, руководитель факультета кино университета «Синергия» Андрей Пономарев поделился личным рейтингом российских сериалов, которые оставляют послевкусие.
«Метод» (2015)
Жанр: психологический триллер, драма, криминал
Именно с «Метода» началась новая волна серьезных и смелых российских сериалов. Актерская игра, темп повествования, визуальный ряд задали высокую планку отечественным киноделам.
Константин Хабенский играет загадочного следователя с нестандартным подходом к расследованию. Ученица из прокуратуры пытается освоить его «метод» и вместе с тем понять себя.
Атмосфера давит, преступления шокируют, а моральные вопросы не отпускают до самого конца.
Зрителям предлагают не просто посмотреть детектив, а разобраться с собственными убеждениями.
«Звоните Ди Каприо» (2018)
Жанр: драма, сатира, закулисье шоу-бизнеса
Этот сериал — болезненное зеркало актерской профессии, показывающий неприглядную сторону славы. В центре сюжета — бывшая звезда Егор Румянцев (Александр Петров), который отчаянно пытается вернуться на экраны и вновь взять в руки свою жизнь. Однако индустрия жестока, а окружение фальшиво.
История рассказана искренне и драматично. Сценаристам удалось найти баланс между иронией и трагедией.
Отдельно стоит отметить индивидуальные актерские работы. Также сериал ценен тем, что в нем откровенно говорят о проблеме распространения ВИЧ.
«Домашний арест» (2018)
Жанр: комедия, сатира, драма
Мэр, обвиненный в коррупции, оказывается под домашним арестом в хрущевке, в которой прошло его детство.
Казалось бы, классический ситком, но за шутками скрывается остросоциальная и очень человечная история. Она рассказывает не только о чиновничестве и бюрократии, но и ярко показывает быт обычных людей, вынужденных строить взаимоотношения в тесном соседстве.
Каждая серия представляет собой яркую зарисовку из жизни в современной России.
Сериал отличается остроумием — редкий случай, когда сатира не превращается в фарс. Кроме того, можно выделить великолепный дуэт Павла Деревянко и Александра Робака.
«Жуки» (2019)
Жанр: комедия
Троих айтишников по распределению отправляют на альтернативную службу в «деревню, глушь, под Саратов». То, что поначалу кажется им ссылкой, оказывается стартом новой жизни. Герои не просто выживают — они взрослеют, сближаются и начинают ценить то, что раньше считали ненужным и обыденным.
Это смешная и добрая история о столкновении городского и деревенского менталитетов.
Сериал легкий и очень душевный. Особенно запоминаются сентиментальные заключительные сцены эпизодов в сопровождении потрясающего саундтрека. После просмотра хочется бросить все и уехать в деревню.
«Мир. Дружба. Жвачка» (2021)
Жанр: подростковая драма, ностальгия, местами триллер и боевик
История о взрослении подростков в 1990-х годах, где герои, помимо обычного для их возраста поиска себя, сталкиваются с реальностью того времени — бандитизмом, нищетой и разрухой. Главный герой Санька Рябинин вместе с друзьями Вовкой и Илюшей переживает первые влюбленности, конфликты с хулиганами и сложные семейные ситуации.
Знакомство с соседкой Женей становится поворотным моментом в его жизни, запуская цепь событий, которые навсегда изменят его и его окружение.
Сериал наполнен ностальгией и хорошо передает атмосферу эпохи, которую в последнее время так любят российские кинематографисты.
Несомненным преимуществом фильма можно назвать также актерскую работу Юры Борисова.
«Кибердеревня» (2024)
Жанр: sci-fi, комедия
Будущее, космос, агродроны. И все это — в деревне. Сериал буквально вырос из коротких скетчей, но стал отдельным культурным феноменом, благодаря остроумным отсылкам к современности, технической фантазии, и, как бы пафосно это ни звучало, любви к Родине.
При этом герои остались все те же: представители простого народа с характерными шутками.
Безумный и смешной сериал ломает шаблоны и показывает, что российская комедия может быть технологичной и визуально дерзкой. Каждая серия — отдельное произведение, не уступающее шоу Netflix.
«Большая секунда» (2021)
Жанр: трагикомедия
Встретились двое — и, похоже, именно тогда, когда было нужно. Герои — не идеальные и очень живые. Дмитрий Лысенков и Женя Борзых создают тонкую, трогательную химию, которая приковывает внимание от начала до конца.
Главное здесь — не сюжетная динамика, а то, как сказаны слова и как молчат между ними. Важна буквально каждая секунда.
Сериал навсегда оставил след в моей душе: в нем есть редкий баланс легкости и глубины.
«Эпидемия» (2019)
Жанр: постапокалипсис, триллер
Сериал вышел за год до COVID и теперь воспринимается чуть ли не пророческим. Жуткий вирус обрушивается на страну, и обычная российская семья надеется выжить, сбежав в Карелию.
Это история про страх, ошибки, любовь и попытку сохранить человечность в момент, когда рушится все.
Сериал примечателен напряженной атмосферой и удачным актерским составом. На мой взгляд, это лучшая отечественная работа в жанре постапокалипсиса.
«Вампиры средней полосы» (2021)
Жанр: комедия, мистика
Сериал обыгрывает вампирский жанр в духе уютного мистического детектива. В одном из старинных домов Смоленска обосновалась семейка кровососов, которая пытается вести добропорядочную человеческую жизнь. Это, пожалуй, самые вежливые вампиры в истории кинематографа.
Упыри из российской глубинки пьют чай с баранками и уважают старших — удачный пример того, как совместить жанр с локальным колоритом, не скатившись в глупость.
Сериал способен рассмешить, согреть и тронуть. А роль Юрия Стоянова — просто золото
«Волшебный участок» (2023)
Жанр: комедия, русское фэнтези, детектив
Бывший снайпер Лёха после увольнения из полиции и затяжного запоя узнает о смертельной болезни сестры. Чтобы стать опекуном племянницы, он устраивается на работу в полицейский участок, который оказывается необычным: в нем расследуют преступления сказочных персонажей: Бабы Яги, Змея Горыныча и других. Лёхе предстоит не только ловить нечисть, но и налаживать отношения с восьмилетней племянницей.
Сериал отличается хорошим сценарием и яркими актерскими работами.
Отдельный лайк — за адаптацию героев русского фольклора к современности. С нетерпением жду второго сезона.
«Два холма» (2023)
Жанр: антиутопия, комедия
После катастрофы мужчины и женщины живут в разных мирах, но по соседству. Сериал представляет собой умную сатиру на общественные стереотипы и ироничный взгляд на матриархат.
К тому же, он снят красиво, содержит юмор и оригинальную идею.
Это смелый эксперимент — редкий случай, когда российская фантастика не боится быть странной.
«Нулевой пациент» (2022)
Жанр: драма, история
СССР, конец 1980-х. Впервые в стране фиксируют вспышку ВИЧ. Сюжет повествует о враче, бьющемся за правду, и пациенте, которого боится вся система.
Сериал — попытка честно и открыто поговорить о боли.
Это история о медицинской этике, рассказанная без перегибов и истерики, но с настоящим уважением к теме.
«Пингвины моей мамы» (2021)
Жанр: комедия, семейная драма, подростковое взросление
15-летний Гоша чувствует себя чужим в собственной семье. Родители усыновляют нескольких детей, забывая о родном ребенке. Подросток находит утешение в стендапе, где может выразить свои чувства и переживания.
Это очень точный, актуальный и невероятно нужный сериал про тех, кого не слышат.
Он поднимает важные темы семьи, подростковых проблем и поиска себя.
«Слово пацана» (2023)
Жанр: криминальная драма
Сериал взорвал интернет и стал культовым. Это история о казанских подростках 90-х, дворовых группировках, кодексе чести, пацанском братстве и о цене всей этой уличной романтики.
Снято жестко и безжалостно, как удар, — прекрасная профилактика романтизации криминального образа жизни.
«ЮЗЗЗ» (2022)
Жанр: криминальная драма
Сериал можно сравнить с глотком южного воздуха. Он рассказывает о ростовской молодежи, их амбициях, ошибках и криминальных историях на фоне жаркого асфальта и гремящего русского рэпа.
Работа отличается реализмом и удачным саундтреком, передающим энергию улиц.
Местами повествование наивно, но иногда становится жестким настолько, что приходится смотреть сквозь пальцы. Отдельно отмечу очень честный финал, поднимающий вопросы морали.