90 лет киноистории московского метро: от черно-белого кино до блеска неона

90 лет киноистории московского метро: от черно-белого кино до блеска неона

Московскому метрополитену исполнилось 90 лет. За это время он вырос из линии длиной 11 км в разветвленную транспортную систему из 306 станций. Не случайно столичная подземка так часто появляется в кино. Она стала зеркалом эпохи: в фильмах можно увидеть, как люди учились жить в ритме города вместе с метро — от первых восторгов 30-х до цифрового века.

Мы решили отправиться в путешествие по станциям и кадрам из кинолент, чтобы посмотреть, как за 90 лет менялось не только само метро, но и наше отношение к нему.

Под землей начинается будущее

В мае 1935 года в Москве открыли метрополитен — первый подземный транспорт страны. Один из самых технологичных проектов своего времени для большинства был чудом. Архитекторы создали «дворцы для народа»: метро должно было вдохновлять и утверждать веру в новую эпоху. Мрамор, гранит, бронза, мозаики — неудивительно, что почти сразу в метро спустились кинорежиссеры.

«Цирк» Григория Александрова

Впервые в кино подземка дебютировала в 1936 году. На экраны вышел «Цирк» Григория Александрова. На станции «Охотный Ряд» герой, еще не освоивший чудо техники, бежит по эскалатору в неправильную сторону. Для середины 30-х это была не просто смешная сцена, а реальность — столкновение человека с новым временем: техника против привычки.

«Охотный Ряд» открылась за год до выхода фильма, поэтому для многих эскалатор еще действительно казался чем-то удивительным. Станцию переименовывали четыре раза — в честь Кагановича и обратно, затем новое переименование в честь Маркса, пока в 1990-м не вернули историческое имя.

Под этим названием она и вошла в историю как первая станция московского метро, показанная в кино.

«Новая Москва» Александра Медведкина

Спустя два года — фильм «Новая Москва». Картину Александра Медведкина снимали на только открывшейся станции «Театральная», которая тогда называлась «Площадь Свердлова». Фильм задумывался как радостная комедия о будущем: молодой инженер приезжает в город, чтобы представить макет столицы завтрашнего дня. Но утопия оказалась слишком смелой — картину положили «на полку», и зритель увидел ее десятилетия спустя.

Мраморные колонны станции, орнаменты, свет — все говорит о новой эстетике монументальной сталинской архитектуры. На кадре из фильма видно, как пара бежит, держась за руки, чтобы успеть на ретропоезд типа «Б». Спустя 87 лет этот кадр все еще можно в точности повторить, но вместо старого ретровагона приедет современный состав «Москва-2024».

В первых фильмах метро было не декорацией, а образом будущего. Уже позже в кино появится другой метрополитен — философский и полный загадок.

Но началось все с восторга и веры в светлое завтра.

Метро как защита

В 1941 году московское метро стало для горожан не только транспортом, но и убежищем — буквальным и символическим. Оно не прекращало работу, продолжало расти, строиться, перевозить людей и одновременно защищать их.

Самое известное киноотражение этой роли — легендарный фильм 1957 года «Летят журавли» Михаила Калатозова.

«Летят журавли» Михаила Калатозова

В одной из самых пронзительных сцен героиня Татьяны Самойловой бежит в метро и укрывается на станции «Александровский сад» (во время войны — «Улица Коминтерна»). Вокруг — горожане, сидящие прямо на путях и платформах. Метро здесь — не просто декорация, а символ защиты.

«Летят журавли» — единственный советский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Сцены в метро помогли сделать картину столь эмоциональной.

Эпоха возрождения

Послевоенные и позднесоветские фильмы показали метро уже другим: спокойным и повседневным. Здесь назначали свидания, спешили на работу, думали о будущем. В 50–70-е годы оно стало привычной частью городской жизни. Вместе с ним менялось и кино: теперь оно рассказывало не о государстве или подвигах, а о человеке — его буднях, тревогах и надеждах.

«Я шагаю по Москве» Георгия Данелии

«Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелии — один из самых солнечных фильмов о столице, который невозможно представить без метрополитена. Молодой метростроевец Колька (Никита Михалков) едет по утреннему городу, встречает друзей и незнакомцев, а в финале поднимается по эскалатору станции «Университет» под культовое «Бывает все на свете хорошо». Эта сцена — гимн простому московскому дню. Выбор станции тоже не случаен.

«Университет» — одна из архитектурно «воздушных» станций, где мрамор и свет создают ощущение высоты. Здесь чувствуется дух молодой Москвы 1960-х.

В легендарной оскароносной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» со станциями получилась интересная путаница. По сценарию героиня Ирины Муравьевой знакомится со своим мужем на «Охотном Ряду». При этом на момент съемок фильма станция давно носила имя «Проспект Маркса».

Чтобы вернуть зрителя на несколько десятилетий назад, режиссер намеренно показал путевую стену со старым названием. При этом саму проходку героев снимали на «Новослободской».

Витражи работы Павла Корина на станции с изображениями цветов и причудливых узоров делают пространство почти нереальным. Свет, проходящий сквозь стекло, добавляет атмосферности. Этим контрастом будничной поездки после работы с удивительной архитектурой фильм только подчеркнул магию метро.

«Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна

А вот в картине «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна судьбоносная встреча главных героев на станции «Парк Культуры» куда менее романтична. Герой Олега Янковского, уставший и нетрезвый, засыпает в вагоне и просыпается на «Парке культуры». Работники метро выводят его из поезда и сажают рядом со скромной героиней Евгении Глушенко.

«Парк культуры» идеально подходит для сцены встречи: станция светлая, с арочными пилонами и барельефами советского досуга — символ продолжающейся жизни.

«Курьер» Карен Шахназаров

Эта же станция мелькает и в киноленте Карена Шахназарова. В 1986 году дерзкий, на первый взгляд веселый, но на самом деле трагичный фильм «Курьер» стал прорывным для позднесоветского кинематографа. Иван Мирошников (герой Федора Дунаевского) часто спускается под землю, доставляя корреспонденцию. Здесь, в заполненном вагоне поезда, он и встречает своего приятеля.

Пассажиры, объявления, звуки поезда — все это не фон, а шум эпохи, в котором приходилось взрослеть подросткам конца 80-х.

«Настя» Георгия Данелия

7 лет спустя еще один фильм Георгия Данелия вышел со сценами из метро — «Настя» 1993 года. И вновь, как в «Я шагаю по Москве», станция «Университет». Но в визуальной составляющей видна разница: от чистых форм и советской «новизны» к суете и яркому пестрому оформлению платформы метро 90-х.

Столь разительное отличие было продиктовано настроением эпох.

Современная фантастика

 Тимур Бекмамбетов «Ночной дозор»

В 2004 году на экраны вышел прорывной блокбастер Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Во время приключений Антона Городецкого Москва стала полноправным героем киноленты, а метро — ареной мистических событий. Герой Хабенского преследует Егора, мчась от «ВДНХ» до «Свиблово».

Кажется, что все происходит в московском метро, но съемки проходили в подземке Санкт-Петербурга. Зато в кадрах мелькают реальные столичные путевые стены с характерными буквами и плиткой.

У Бекмамбетова метро превращается в параллельный мир, где живут другие силы и есть граница между мирами.

«Обитель зла: Возмездие» Пола Андерсона

8 лет спустя вышел еще один фантастический блокбастер, увидеть в котором метро Москвы мало кто ожидает — «Обитель зла: Возмездие» Пола Андерсона. В пятом фильме франшизы «Resident Evil» героиня Милы Йовович уходит от погони монстров через станцию, которая воспроизводит «Арбатскую». Колонны, своды, лампы — все кажется подлинным, но сцену снимали в Торонто на платформе Lower Bay.

А вот в сцене с автомобилем — кадры реальной станции в дополнении с компьютерной графикой.

В каждом фильме метрополитен живет своей жизнью. Где-то это место встречи, где-то — путь домой, а где-то — портал между мирами. Но одно не меняется уже 90 лет — в метро ощущается дыхание города.

Возможно именно поэтому оно остается одним из самых кинематографичных пространств — как отражение того, как под землей бьется сердце Москвы.

Читайте также: