Екатеринбург 11 июля 2016, 22:44

Как не нужно ходить в поход: деревня Тюлюк

TER продолжает своё путешествие по родным уральским краям. В этот раз природным приютом редакции стал Тюлю́к — село в юго-восточной части Катав-Ивановского района Челябинской области. О том, как местные жители портят дороги, чтобы заработать, а редакция The Ekb-Room гоняет лошадей, чтобы развлечься – читайте в новой подборке из серии «чего не нужно делать в походе».

10-compressor

Дорога до деревни – самый неприятный этап

Без наличия личного транспорта добраться напрямую не получится.

На автомобиле из Екатеринбурга нужно ехать по Челябинскому тракту до Тюбука, затем через города Кыштым, Карабаш, Миасс, Златоуст, Сатка. После Сатки ехать по направлению к деревне Первухе. Затем по указателю «на Тюлюк».

Передвигаться между этими поселениями можно и на автобусах, а в некоторых местах и электричках. От последних населенных пунктов до Тюлюка ходят такси.

- Спасибо-спасибо!

Маргарита восторженно прыгает возле машины, стараясь улыбнуться водителю как можно шире. Он устало машет рукой и кладет её на руль. Шум провернувшихся колес, и на месте где недавно стояла машина остается лишь столп пыли.

Я вытягиваюсь после утомительной поездки и принимаюсь плестись за стадом медлительных баранов. Вокруг меня – удивительные по своей природе горы. Каждая из них заставляет усомниться в том, что мы приехали в простую уральскую деревню. Поэтому своей первостепенной задачей  каждый из нас ставит следующее: найти что-то определенно выделяющееся в быту местных жителей. Сделать это крайне сложно, вокруг не видно ни одного человека.

3 (2)

#1. Отказываемся от оборудованного кемпинга

- Здравствуйте!

Мы кричим находящейся на территории Розы ветров женщине. Единственное место, откуда доносятся человеческие голоса.

«Роза ветров» - что-то вроде хутора. Здесь останавливаются те, кто привык отдыхать на природе с комфортом: спать в кровати, мыться в бане, есть в столовой. Словом, это было то место, куда мы зашли скорее ради интереса, поговорим хоть с кем-то, кроме нас самих.

- Подождите, ребятки, сейчас одних размещу и вами займусь.

Женщина вновь что-то громко кричит и старательно машет руками. За ней – компания пожилых людей. Они что-то ворчат, смеются и вредничают. Кажется, женщины против бани, а вот двое старичков явно приехали сюда ради драки вениками. Дожидаться момента, пока эта старая гвардия разойдется по комнатам и позволит занявшейся ими женщине отойти – идея не из лучших.

224 человека – Население Тюлюка по итогам переписи 2010 года. Сейчас оно активными темпами сокращается - на каждом третьем доме можно найти объявление о продаже.

Мы повторяем мы уже второму встреченному человеку, надеясь получить свою порцию свежего общения:

- Здравствуйте! Подскажите, а сколько идти до горы? Где регистрировать группу? - Вы пешком собираетесь идти?

Молодой человек чешет затылок и усмехается.

- Да. - Долго выйдет, часов 6-8, до самой вершины и еще дольше, вам бы лучше машину заказать, 13 километров все-таки.  - Нет, спасибо, мы привыкли на своих. - Ну, смотрите, по пути потом будете ловить…

Он замолкает, видимо для того, чтобы придумать новый аргумент в копилку автомобильного подъема. Окинув нас беглым взглядом, догадывается, что у нас в кармане ни гроша, а потому быстро перескакивает на новый вопрос:

- В кэмпинге остановитесь? - А это платно? - Да, 150 рублей за палатку. - Нет спасибо, - отвечаем хором и с ухмылкой, - тогда мы сами.

Делаем несколько шагов назад, чтобы покинуть территорию, но замираем. На стене одного из домов висит огромная медвежья шкура.
Молчаливо переглядываемся и идем дальше. Чувствуем, что о медведях придется выслушать еще не одну историю.

Рядом с деревней водятся различные животные

Они не набираются смелости подойти к Тюлюку вплотную. Охотники приезжают в деревню ради охоты на крупных млекопитающих: рысей, лосей, волков и медведей.

По всей деревне мирно растекаются звуки реки, образующей маленький сельский канал, прибавьте ко всему этому ор дерущихся котов, топот испуганных баранов и вальяжное движение челюстей бродячего пса – и вы получите полную звуковую картину местной жизни. Но для нас был и еще один звук, тот, что стал во главе всех, заставляя нас свернуть с пути – звук пустого желудка. Я повернулся к ребятам, и с их губ слетело воодушевленное «да». Кажется, я даже не успел задать вопроса.

4 (1)

#2. Воруем дрова с закрытой территории

Палатку ставим недалеко от Розы ветров, показывая местному персоналу свою самодостаточность. Солнце заходит, пробуждая в нас желание сделать что-то «незаконное». В сумерках возвращаемся к Розе. Пока Маргарита договаривается за воду – мы с Анатолием тащим дрова. Возможно, именно за аккуратно нарубленные поленья и просят 150 рублей за место. Что ж – нам жаль.

Разжигаем «сворованный» огонь и принимаемся оценивать местность. Лес завлекает запахами и едва уловимым звуком потрескивания, исходящим из тысячи зеленых стволов.

От настоящего, дикого леса нас отделяет бурлящая горная речка. Перейти её решаем в ту же минуту. Моя задача осложнена отсутствием резиновой обуви и наличием фотоаппарата в руке.

Optimized-5 (1)

#3. Переходим горную реку в «диком» месте

Пара неуверенных шагов, провалившийся в воду ботинок - и вот я ступаю по противоположному берегу. Каждый из нас чувствует себя гостем совершенного иного измерения, которое словно не имеет никакого отношения к тому миру, который находится на покинутом нами берегу.

Отсутствие троп заставляет нас держаться реки, чтобы ненароком не заплутать в чаще еще не начав главного путешествия. Лес вынуждает преклоняться почти через каждый шаг, минуя мощные ветви столетних деревьев.

Могучий мох укутал окружающее нас пространство в зеленое одеяло, погрузив уставшую природу в вековой сон. Редкие звуки животных моментально растворяются в натуральном вакууме, на режим которого посягает лишь дикая река.

Optimized-6 (1)

В таком месте нет желания куда-то идти, спешить. Хочется примкнуть к одному из камней и созерцать окружающую красоту наедине со своими мыслями. Некоторые из остановившихся вдоль реки людей приезжают сюда именно за этим. Сбежав от шумных мегаполисов, они ставят свои палатки под зелеными фасадами листвы и проводят так по несколько дней, а может и недель.
3 (2)

Одни из таких пунктов напоминают дикие поселения: на ветках развешены только что постиранные вещи, на импровизированной кухне горы посуды, сооружены скамейки и печи.

7 (1)

#4. Не слушаем чужих советов

Нас окликает какой-то мужчина, поставивший палатку в самую гущу деревьев,

- Привет! Как дела?  Из города приехали? Как вам здесь? Что-то заставляет его бомбардировать нас вопросами, несмотря на то что мы даже не успеваем на них отвечать.

- Да, мы из Екатеринбурга, собираемся на гору подняться. - Тяжело сейчас на гору подниматься, перекопали всё.

После этой фразы мужчина молчит, он больше не готов продолжать свой монолог. Сейчас он ждет вопрос, на который ему так хочется дать ответ.

- Кто перекопал?

Он вскрикивает так, словно мы не можем дать ответ на экзамене:

- Да кто-кто?

Драматическая пауза, глубокий вздох и он продолжает:

 - Местные! Я же раньше на своей машине спокойно тут километров 6 проезжал, там оставлял и дальше пешком. Ну нет, сейчас такого не получится. Те, кто на буханках рассекают – берут деньги с людей. Они зарабатывают так. Ну, фиг с ними. Но подниматься сейчас тяжело, только вот их машины и ездят. Без них тяжело!

Деревня основана – Во второй половине 18-го века горнозаводскими крестьянами, пришедшими в район Челябинской области. Истоки названия можно искать как в тюркском языке, где Тюляк означает «долгожданный», так и в баршкирском, где «тюлюк» - кров, жилье.

8 (1)

С этой мыслью мы идем дальше. Значит, без машины никак? Придется как-то справляться. Очередной мост скрывает от нас деревянный мост, приглашающий вернуться обратно на нашу сторону. Послушно переходим.

Настоящий вигвам на противоположном берегу становится неожиданным сюрпризом. Немедленно забираемся внутрь и начинаем изучать «начинку». Бинго! Еще одна охапка заранее припасенных дров и мелочь для розжига. Подобное гостеприимство в диких условиях подливает масло в и без того полыхающий огонь радости. Берем несколько дров с собой, и возвращаемся к нашему дому.

IMG_8526_1

#5. Поздно покидаем лагерь

Просыпаюсь под звуки неуловимого бега воды, просачивающегося сквозь шепот листвы. Впервые за все лето ощущаю все признаки его реального присутствия. Лениво открываю палатку и впускаю солнечные лучи в свои владения. Анатолий и Маргарита готовят завтрак, а я решаю остаться в горизонтальном положении, пользуясь последними нотками оставшегося сна.

Анатолий говорит:

- Выйдем в 3 часа, тогда к 9 - 10 подойдем к горе. - Можем даже в час, чтобы успеть к закату. Покушать успеем приготовить.  - Уже 12, а мы даже не позавтракали!

После этого недлинного диалога мы ушли, но уже через несколько дней вернулись на прежнее место. Маргарита пришла раньше и готовила ужин. Мы с Анатолием упали рядом и принялись пускать кольца дыма. Кончались последние сигареты.

9

#6. Не берем с собой дополнительные зарядные устройства и батареи

Отдых прерывается появлением гордого создания, решившего подкрепиться травою с нашей лужайки. Конь стоит в десяти шагах от меня. Его бездонные глаза то и дело смотрят на меня, отражая что-то движущееся. Буквально через пару секунд я оглядываюсь и вижу предмет отражения. Мне приходится прятаться от целого табуна, несущегося через наши палатки.

Бегу в палатку и принимаюсь перерывать рюкзак. Чертов фотоаппарат не включается! Переставляю батарею. Безуспешно. Пока Анатолий и Маргарита бегают за конями, я беспомощно воюю с разрядившимся куском пластмассы.

В расстроенных чувствах выбираясь из палатки и встречаю ночь у почти потухшего костра. Где-то в темноте, в тонких прорезях между деревьями, еще можно разглядеть несколько коней. Чуть дальше коровы. Странно, что местные жители дают им полную свободу действий.

Спать не хочется совершенно. Недопитая бутылка водки и желание растянуть момент заставляют сидеть у почти дотлевающего огнища.

В 1973 году Тюлюк прославился

Детьми, устроившими настоящий Burning Man с огнем и крестьянками. В результате поджога пожар, разведенный юнцами, уничтожил 86 жилых построек и стал одним из самых крупных в Челябинской области.

#7. Неумелый расчет провизии 

Отсутствие сигарет становится причиной их поиска. Не так далеко располагается компания из 15 человек. Странно, но никто из них не курит. Смотрю на погрузившуюся во тьму деревню, рядом встает Анатолий:

- Пошли? - Да, - отвечаю я.

Не выкурить несколько сигарет, наблюдая за едва видной из-за горы луной, невозможно. Сидим на маленьком мосту через реку. Валяемся на берегу. Гоняем баранов и коней. Словом делаем всё, чтобы прогнать сон и дождаться утра не смыкая глаз. Так и происходит. Луна падает куда-то за гору. Поднимается солнце.

Задерживаемся в деревне на порядок больше задуманного, приходится отправиться на поиски воды.
- Извините, не подскажете, где воды набрать? – наши слова были обращены к еле движущемуся мужчине. Признаться, сперва я подумал, что это какой-то обнюханный клеем подросток. - За мной... Пошлите, ну? – хрипит он, касаясь подбородком груди. Его рост чуть выше 160 сантиметров. Он движется удивительно быстро, словно школьник, который опаздывает на урок.

Мы идем следом за этим явлением деревенского утра. Скользя на коровьем дерьме, мужчина каким-то чудом умудряется устоять на ногах и попутно осыпать нас вопросами.

- Бл*, ну вот х**и вам тут всем на горе надо? Не лень х*****ть столько? - Нет, интересно посмотреть на пейзажи свысока, полюбоваться звездами... - Ха, ни***я, вы че, б***ь, романтики что ли? - Да, видимо да, - переглядываемся мы, думая как ответить на этот вопрос. - П****ц, я вот вообще, тут за х*й, б***ь, не пойду. Мне там делать то вообще н****й. - Неужели у вас ни разу не было желания подняться на вершину? - У меня? - удивленно обращается к нам собеседник, словно забыв о нашем присутствии, - да я там, б***ь, вообще раз двадцать, н***й, был!

После этих слов он смотрит на нас не отрываясь, словно ожидая нашей реакции. Не дождавшись ответа, он резко разворачивается и падает. Местом приземления становится куча жидкой грязи. Там он и остается, наотрез отказываясь от помощи. Мы же отходим от колонки и возвращаемся к палаткам. Собирать вещи сложнее обычного. На гору наползают очередные тучи, постепенно скрывая её от нас.

Такое вот выходит прощание.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru