Перспективы регулирования искусственного интеллекта в России
В последние годы технологии искусственного интеллекта (далее - ИИ) пережили беспрецедентный рост, произведя революцию в различных аспектах нашей жизни и привлекли к себе значительное внимание. ИИ все чаще используются в различных отраслях - здравоохранение, финансы, транспорт и связь.
Россия является активным участником этого преобразующего процесса.
Преимущества, предлагаемые ИИ, включают повышение эффективности, точности, производительности и потенциал для инноваций в различных секторах.
Однако все эти достоинства сопровождается потенциальными рисками, которые требуют тщательного рассмотрения.
По мере того как ИИ все больше интегрируются в нашу жизнь, возникают вопросы, связанные с алгоритмической предвзятостью (принцип, когда система искусственного интеллекта оказывают неблагоприятное воздействие на людей в зависимости от их расы, цвета кожи, этнической принадлежности, пола, религии и других классификаций, охраняемых законом), нарушением конфиденциальности и прозрачностью (способность понимать, как принимаются решения системы искусственного интеллекта, включая основные данные, алгоритмы и методы обработки).
Взаимодействие человека и ИИ, зависимость от принятия решений ИИ могут обострить социальные отношения.
Рост применения ИИ имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия.
Автоматизация и повышение эффективности могут привести к сокращению рабочих мест в определенных секторах. Устранение потенциального социального неравенства, возникающего в результате этих изменений, требует активной политики, программ переподготовки и повышения квалификации, а также вспомогательных мер, обеспечивающих справедливый переход для работников которые будут заменены ИИ.
В последние годы растет признание необходимости регулирования ИИ в международном масштабе.
По мере того, как технологии ИИ развиваются и проникают в различные аспекты нашей жизни, обеспокоенность по поводу этических соображений, ответственности и потенциальных рисков побудила к усилиям по созданию руководящих принципов и рамок для ответственной разработки и внедрения ИИ.
Для смягчения рисков, связанных с быстрым ростом ИИ, решающее значение будет иметь нормативно-правовая база и практика ответственного развития ИИ.
Несколько международных организаций предприняли шаги для решения этих проблем и содействия ответственному использованию ИИ.
Одной из примечательных инициатив являются принятое первое глобальное соглашение по этическим аспектам искусственного интеллекта государствами-членами ЮНЕСКО - «Рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта, которая закладывает общую для всех стран — членов ЮНЕСКО основу «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» в сфере этики ИИ и запрещает использование систем искусственного интеллекта для социальной оценки и массового наблюдения.
Помимо ЮНЕСКО, другие организации и академические учреждения внесли свой вклад в разработку руководящих принципов и рамок ИИ.
Европейский Союз проявляет инициативу путем принятия Европарламентом закона «AI Act», который устанавливает правила и требования для разработчиков моделей искусственного интеллекта. Китай вводит регулирование ИИ и генерируемого контента.
Несмотря на эти позитивные шаги, остаются проблемы в создании комплексной международной нормативной базы для ИИ. Одним из главных препятствий является быстро развивающаяся природа технологии искусственного интеллекта, которая часто опережает способность регулирующих органов идти в ногу с достижениями.
Достижение баланса между содействием инновациям и обеспечением ответственного и этичного использования ИИ представляет собой сложную задачу.
Для решения этих проблем решающее значение имеют международное сотрудничество и диалог.
Сотрудничество между правительствами, представителями отрасли и научными кругами имеет важное значение для разработки всеобъемлющих руководящих принципов, которые будут способствовать безопасности, прозрачности, справедливости, конфиденциальности и подотчетности.
Если говорить про нашу страну, то будущее ИИ в России выглядит многообещающим благодаря увеличению инвестиций, исследовательскому сотрудничеству и государственной поддержке.
Российское правительство признало стратегическую важность ИИ и предприняло ряд начальных инициатив по содействию его развития. Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 10.10.2019 №490 направлена на создание благоприятных условий для исследований, инноваций и коммерциализации технологий искусственного интеллекта.
Были реализованы программы финансирования и создана нормативно-правовая база для поддержки стартапов в области искусственного интеллекта и привлечения международных инвестиций.
С сентября Правительство начало эксперимент по найму государственных служащих с помощью искусственного интеллекта.
Однако, несмотря на прогресс в регулировании ИИ в России, проблемы сохраняются. На мой взгляд ответом на эти вызовы может стать принятие закона «Об регулировании искусственного интеллекта в России», который будет регулировать нормативно-правовую базу использования, развития и внедрения технологий искусственного интеллекта на территории Российской Федерации.
Было бы целесообразно определить полномочия органов государственной власти Российской Федерации по регулированию искусственного интеллекта; установить этические принципы ИИ; права граждан на безопасные и эффективные системы искусственного интеллекта, на защиту от алгоритмической дискриминации и на конфиденциальность персональных данных; ответственность отдельных лиц или организаций, которые разрабатывают, развертывают, используют, регулируют ИИ, а также в целях проведения упреждающей политики проводить мониторинга и смягчения потенциальных нарушений занятости на рынке труда, чтобы определить потенциальные области, в которых системы искусственного интеллекта могут нарушить занятость.