Преимущества и сложности семейного бизнеса: ключевые принципы для успешного развития своего дела

Преимущества и сложности семейного бизнеса: ключевые принципы для успешного развития своего дела

По официальным данным, 74 % малого и среднего предпринимательства России — семейные компании. Но также существует мнение, что успешно работать и строить бизнес с родственниками или с супругом практически невозможно. Разногласия, недоверие, конкуренция, конфликты в отношениях — все это мешает думать иначе.

Основатель и владелец генеалогической компании «Хранитель памяти», проекта «Книга памяти» и сети поминальных трапезных «Помним-Любим» Дмитрий Борисов разрушит стереотипы о семейном бизнесе и расскажет о том, как им управлять вместе с женой — специально для Daily Moscow.

Как стать партнерами не только по жизни, но в и бизнесе?

Четко распределите основные обязанности

Работая вместе, важно определить, в чем вы разбираетесь больше и лучше своего партнера, то есть иметь один бизнес, но заниматься разными его частями. Если вы разделили сферы влияния и четко придерживаетесь этих правил, поддерживаете друг друга, то это приведет к эффективности процесса, а вследствие и к общим достижениям.

Мы с Ольгой ведем совместное дело: я занимаюсь стратегическим планированием, управлением командой, подбором персонала, а супруга — занимается дизайном и планировками кафе.

Также нужно не забывать, что не стоит лезть в дела другого, так как это его зона ответственности, а не ваша. Например, указывать ему на ошибки в какой-то работе и спорить или доказывать, что вы правы, а он нет.

Дмитрий Борисов
Основатель и владелец генеалогической компании «Хранитель памяти», проекта «Книга памяти» и сети поминальных трапезных «Помним-Любим»

Нужно уметь доверять друг другу, зная, что ваша жена или муж намного лучше справяться с задачей, а вы сможете только подсказать или направить, если это будет необходимо.

Доверие — ключевая составляющая ваших взаимоотношений.

Всегда советуйтесь друг с другом

В партнерстве общее представление о том, как вести бизнес, является одной из ключевых составляющих семейного дела.

Вы должны двигаться в одном направлении: невозможно реализовывать бизнес-стратегию, если цели и стремления у партнеров не совпадают. Ссылаясь на первый пункт, помните, что задачи по обязанностям супругов могут быть разными, а касаемо работы над общим бизнесом — задача одна.

Поэтому нужно уметь обсуждать с супругой/супругом и принимать решения вместе. Например, открытие новой точки, решение финансовых и кредитных вопросов, прием главных сотрудников или любые другие моменты, связанные с управлением компании.

Несомненно, кто-то из супругов будет больше руководить компанией и принимать окончательные решения, но второй также играет немаловажную роль.

Например, сильная сторона Ольги — способность стратегически мыслить, где-то даже фантазировать и выявлять ключевые моменты. А мое дело — проанализировать и воплотить эти мысли в реальность, используя все за и против.

Первый стереотип: разговоры о бизнесе вне работы негативно влияют на отношения

Если обоих супругов устраивает обсуждение бизнеса во нерабочее время, то это только зарядит их и повысит мотивацию работать над концепцией бизнеса и дальше. Но во всем должен быть баланс.

Нужно «на берегу» обсудить — комфортно ли для вас обсуждать рабочие моменты дома, на отдыхе или просто в свободное время. Если нет, то нужно найти компромисс.

Иначе будут ссоры и недопонимания, которые приведут к очевидным последствиям. Важно прислушиваться к мнению своего партнера. Допустим, выделить конкретные дни или часы для обсуждения вашего проекта вне работы, поделиться интересными мыслями, обсудить планы для будущих идей и так далее.

Как участник предпринимательского клуба могу сказать, что большинство бизнесменов приходят на слеты или бизнес-завтраками вместе с супругами, где не только обсуждают бизнес, но и уделяют время друг другу.

Второй стереотип: общий бизнес мешает личным отношениям

В семейном предпринимательстве супружеские отношения влияют на развитие бизнеса. У нас есть некая тенденция: если мы с Ольгой уходим в отпуск, то выручка компании поднимается, а в периоды конфликтных ситуаций — падает.

Статистика за лето 2021 года: в июне выручка шла стабильно, но резко возросла и достигла рекордных показателей, когда мы улетели путешествовать на месяц, потом в августе вновь упала.В феврале мы часто ссорились, были недопонимания, поэтому выручка упала, но, когда помирились и улетели в Занзибар в марте, увеличилась и после снова стабилизировалась.

Июнь: 11 200 000 ₽
Июль: практически 13 800 000 ₽
Август: 10 800 000 ₽
Февраль: 10 400 000 ₽
Март: 12 200 000 ₽
Апрель: 11 000 000 ₽

Поэтому в личных отношениях важно проанализировать причины конфликта, ведь благодаря этому вы становитесь ближе, а бизнес развивается эффективнее.

Третий стереотип: соперничество между мужем и женой неизбежно

«За каждым успешным мужчиной стоит великая женщина». Я полностью согласен с этим утверждением, ведь моя супруга всегда верила в любые мои начинания.

Важно определить в начале, что вы хотите развивать компанию и помогать друг другу, а не стремитесь добиться большего, чем ваш партнер, чтобы таким образом доказать личный успех.

Семейный бизнес — преимущество в вашей сфере деятельности, а не наоборот. Не нужно в партнере видеть какого-то соперника или врага, вы не соревнуетесь, а идёте к единой цели. Ваш партнер — ваш командный игрок, на которого всегда можно положиться.

Общие планы на будущее — это первое, с чего строится семейный бизнес, ведь, если ваши мысли сходятся в одной точке, и вы готовы идти вместе до конца для воплощения этих идей, то ваш спутник станет для вас идеальным деловым партнером.

Фото на обложке: SICH™ design studio, Luciano Renolfi, Tatiana Susich, Justina Manfredi.

Автор:
115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru