«Неудача в бизнесе — это опыт, который ты покупаешь за деньги». Российский бизнесмен — о пути из кризиса в Forbes
Как бизнесу реагировать на кризисы, откуда брать идеи и почему не стоит работать с партнерами? Об этом в подкасте Александра Соколовского рассказал российский бизнесмен, владелец крупнейшего вендингового оператора «Ювенко» и президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли Борис Белоцерковский.
Идеи
Чтобы найти идею для успешного бизнеса, по мнению Бориса нужно найти ту нишу, которой нет. В начале это были те ниши, которые существовали на Западе, а в России их не было. Так появились Озон, Тинькофф. Сегодня же все заключается в нюансах.
Борис рассказал, что новые идеи постоянно приходят к нему в голову и некоторые из них совершенно случайно в итоге превращались в бизнес.
В начале пути, например, бизнесмен выбирал между свечным бизнесом и пошивом джинс — обе ниши пустовали. Выбор пал на первый вариант: он привел к успеху. Также случайность повлияла на игорный и вендинговый бизнесы.
Но, как и у всех, у Бориса был и неудачный опыт.
«У меня было много неуспешных проектов. Например я открыл пять рюмочных и потом все их закрыл. Также неуспешным оказался рекламный бизнес, хотя у меня было достаточно опыта.
Самая большая неудача — выйти в английский вендинг. Идея была купить английскую вендинговую компанию, сделать реверс на русский бизнес и вот у тебя готовая русская компания на английском рынке.
Идея была прекрасная, исполнение — не очень. Мы потеряли 8-10 миллионов долларов».
Успех и опыт
По мнению Белоцерковского, успех в бизнесе измеряется деньгами и репутацией. Предприниматель считает, что репутация у него хорошая, а вот денег могло быть больше, если бы Борис мог полностью сконцентрироваться на работе.
Борис считает, что любой бизнес начинается с потерь и это необходимо понимать.
В том числе его игорный и вендинговый бизнес начинался с неудач: тем не менее, это опыт, который, в силу обстоятельств, был куплен за деньги. Бизнес — это всегда риски, которые предполагают потери. Вопрос в том, как их переживать. Борис для этого пытался больше и активнее работать.
Чем отличаются бизнесмены старой закалки и молодые
По мнению Белоцерковского, различие бизнесменов старой закалки и современных в обстоятельствах: бизнес тогда и сейчас на разных этапах.
«В кризис все пытаются выжить, а в хорошие времена происходит рост».
Про кризисы
Бизнесмен считает, что глобальные изменения — это судьба нашей страны, иначе объяснить невозможно. В России такое количество сюрпризов: растишь компанию, собираешься разбогатеть и в этот момент жизнь тебя догоняет.
Казалось бы, проще перебраться из таких условий в более комфортные: например, переехать за границу.
Однако Борис находит этот вариант неподходящим для себя, так как чтобы прижиться за границей нужно минимум 5 лет.
Белоцерковский же хочет жить в России и делать бизнес здесь. По его словам, неуспешный английский бизнес был попыткой переехать в Лондон. Предприниматель даже снял там квартиру и перевез семью, но бизнес кончился, как и его идея.
О партнерах по бизнесу
Борис считает, что вести бизнес одному — самый оптимальный вариант. Он имел негативный опыт сотрудничества с партнерами и считает, что отсутствие контроля над ситуацией может привести к серьезным проблемам. Самое важное — правильный выбор партнера. В какой-то момент партнер Бориса выкупил его компанию, когда тот оказался в трудном финансовом положении.
Предприниматель признает:
«Бизнес есть бизнес, но я бы так не делал с товарищем».
Самый важный навык и ценности
Бизнесмен считает, что для ведения успешного бизнеса необходимо обладать множеством навыков: умение разбираться в своей сфере деятельности, умением работать с партнерами и иметь широкий кругозор. Также важно уделять время чтению и развивать креативность.
Борис отметил, что ни в одном университете нельзя получить все необходимые навыки.