Бизнес и финансы

Нацпроекты: бюрократия и мошенничество. С какими проблемами сталкиваются девелоперы при реализации строительных проектов

Материал подготовлен советником генерального директора компании «Стройком» Сергеем Каримовым

Нацпроекты: бюрократия и мошенничество. С какими проблемами сталкиваются девелоперы при реализации строительных проектов

Начиная с 2018 г. (когда был подписан первый указ президента о национальных целях развития до 2024 г.), девелоперские компании и строительные фирмы участвуют в тендерах на реализацию национальных проектов. Детские сады и школы, мосты и автомобильные развязки, парковые зоны — это лишь краткий список объектов инфраструктуры, которые должны быть реализованы до 2030 г. согласно новому указу Владимира Путина.

Главной причиной, послужившей пересмотру «старого» плана, стало недовольство президента результатами за первые годы реализации проектов.

Однако если в 2020 г. весь мир столкнулся с последствиями пандемии коронавируса и у чиновников появилась веская причина для оправданий, то 2019 г. «фактически упустили» из-за системных сбоев в госуправлении и отсутствия гибкости в финансировании

Владимир Путин со строителями

Есть ли какие-то положительные изменения уже сейчас и будем ли мы их наблюдать в ближайшем будущем, разберем на примере строительства инфраструктурных и жилых объектов в регионах.

Новосибирская область, как положительный пример
 

По результатам 2020 г. Новосибирская область входит в десятку лидеров среди других субъектов Российской Федерации по объемам жилищного строительства. Согласно данным Новосибирскстата, в регионе было введено в эксплуатацию 1,9 млн кв. м жилья, что превысило план на 14.9%.

Чтобы полностью реализовать задачи нацпроекта «Жилье и городская среда», власти планируют увеличить этот показатель до 2,6 млн кв. м жилья

Это не единственный проект, в котором участвует регион. В рамках нацпроекта «Демография» в городе Искитим строится самый большой в области детский ясли-сад на 320 мест.

Строительство жилья в России

Подобные проекты реализуются по всей России — в эксплуатацию вводят десятки новых детских садов и школ. Например, компания «Стройком» (часть холдинга MT Group) на данный момент занимается строительством шести детских садов в Москве, Салехарде, Мурманске и Ижевске.

Кроме того, свой вклад в достижение целевых показателей по нацпроектам «Образование», «Наука», «Здравоохранение», «Демография» и др. вносит АО «Региональные электрические сети» (АО «РЭС»). В Новосибирске строится многофункциональная Ледовая арена по федеральному проекту «Спорт — норма жизни». Чтобы снабдить объект электричеством, энергетики «РЭС» реконструировали подстанцию «Горская» и запустили новые электрические сети.

Нацпроект «БКАД»: дороги регионов


С момента назначения вице-премьера Марата Хуснуллина ответственным за реализацию национальных проектов в регионах началось активное «движение».

В Приморье до конца марта 2021 г. планируют заключить все контракты с компаниями, которые займутся ремонтом улиц по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — «БКАД» — это 48 объектов, по 13 из них еще идут торги.

Национальный проект «Безопасные и качественные автодороги» реализуется с 2019 года: в нем принимают участие 83 субъекта РФ (исключения — Москва и Санкт-Петербург) и 104 городских агломерации. Согласно Указу президента от 21 июля 2020 г., в него планируют включить два новых федеральных проекта: «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети».

В рамках «БКАД» в 2021 г. запланировано отремонтировать порядка 4 тыс. объектов. В общей сложности в ближайшие несколько лет на его реализацию будет направлено более 172,3 млрд рублей

Нацпроекты: бюрократизм


Несмотря на обилие государственных тендеров, строительные компании (особенно малый бизнес) и частные девелоперы все реже участвуют в конкурсных торгах.

Основная причина этого «парадокса» — бюрократическая волокита с документацией и отсрочка получения денежных средств на реализацию проекта исполнителем. Увеличиваются сроки по сдаче объектов, а день просрочки — огромные штрафы для исполнителя.

В рамках проведения нацпроекта «БКАД» ООО «Инвестстройторг», которое занималось ремонтом дороги на улице Крыгина во Владивостоке, оштрафовали на 30 тыс. рублей. В результате проверки в 2020 г. районная прокуратура постановила, что подрядчик не завершил работы в указанный срок, а значит, контракт фактически не был исполнен в полном объеме. Компания выплатила штраф и завершила работы. Но станет ли она участвовать в тендерах в следующий раз?

К сожалению, подобный случай далеко не редкость

Например, подрядчик должен был начать строительство в феврале, но до сих пор не приступил к выполнению своих обязательств. В чем причина? Государство выделяет деньги на реализацию национального проекта? Да, выделяет, но исполнительная документация до сих пор лежит на подписи, соответственно не выделяются авансовые деньги (по оптимистичным прогнозам, компания получит их не раньше июня).

Отсюда проблема с закупкой материалов, арендой оборудования и выдачей зарплаты работникам. Результат известен: подрядчика штрафуют за просроченную сдачу объекта, хотя он мог ввести его в эксплуатацию раньше времени, если бы вовремя получил финансирование. Так «бюрократическая машина» влияет на ход строительства и выполнения проекта.

Нацпроекты: мошенничество


Есть и обратная сторона медали. Из-за недобросовестности некоторых компаний, которые участвуют в тендерах, государство тратит большие деньги, а строительные объекты превращаются в «призраков». Они есть в каждом городе. Это незавершенные жилые дома и апарт-отели, торговые центры и объекты социального значения, на достройку которых государство вряд ли когда-либо еще выделит дополнительные средства.

Нацпроект строительство

С чем это связано? Часто такая ситуация разворачивается, когда в тендерах выигрывают «командные» компании, у которых в строительстве нет опыта. Аванс распределяется между «игроками», которые занимаются разными участками. Дальше все идет не по плану: один подрядчик исчезает, у второго кончаются деньги — строительство останавливается.

В итоге вся вина ложится на плечи добросовестной компании, которая несет впоследствии административную (или даже уголовную) ответственность за «замороженный» проект

Другой случай: компания выигрывает конкурс на строительство объекта, а необходимые работы не выполняет или завышает их стоимость. Так, в Костроме завели уголовное дело на компанию ООО «СМУ Строй-Прогресс» из Ульяновска, которая строила детский сад в рамках нацпроекта «Демография».

Подрядчик передал в администрацию акт выполненных работ с недостоверными данными. В результате бюджету был нанесен ущерб в размере 5,3 млн рублей.

Чтобы избежать таких ситуаций, компании должны проходить специализированную проверку/отбор до участия в тендерах и, конечно, до подписания контрактов. Важно, чтобы у подрядчика был реальный опыт в строительстве и за компанией числился не один человек (генеральный директор), а команда квалифицированных специалистов или контракт с компанией по аутстаффингу.

Проверка контрагентов, безусловно, важна, и может уберечь государство от контрактов с «серыми» компаниями, но здесь главное, чтобы все проверочные процедуры не превратились в очередной бюрократический квест с непрозрачными правилами, возможностью манипулировать результатами и затянутыми сроками.

Сергей Каримов,
советник генерального директора ООО «Стройком»



Добавьте Daily Moscow в избранное Яндекс.Новости и Google.News Подписывайтесь на канал в Telegram