Как работать с персональными данными клиентов: чек-лист для бизнеса

Как работать с персональными данными клиентов: чек-лист для бизнеса

Государство все внимательнее следит за оборотом персональных данных россиян. Недавно даже прозвучало предложение признать их нематериальным благом граждан. Не меньше в ответственном подходе к личной информации клиентов заинтересован и бизнес, ведь он напрямую связан с лояльностью потребителей.

Беспокоит ли компания звонками и сообщениями тех, кто не давал на это согласие? Запрашивает ли избыточную личную информацию при оказании услуг? Заботится ли о том, чтобы данные клиентов не оказались в открытом доступе?..

Константин Степанов — исполнительный директор российской IT-компании HFLabs — подготовил чек-лист для компаний, которые хотят корректно работать с персональными данными и не ставить под угрозу отношения с клиентами — специально для Daily Moscow.

Проведите аудит тех данных, которые вы запрашиваете у клиентов

Если ваша компания работает с персональными данными клиентов, то первый вопрос, на который нужно честно ответить — действительно ли все эти данные вам нужны? Точно ли требуются, например, домашние адреса или сканы паспортов? Необходимы ли они по закону или вы собираете их по своему усмотрению? В каких бизнес-процессах используется полученная информация?

Если какие-либо клиентские данные вам объективно не нужны, откажитесь от их дальнейшего сбора.

Константин Степанов
Исполнительный директор российской IT-компании HFLabs

Иногда узнать больше о своих потребителях можно из уже имеющихся данных. Например, телеком-компания может найти клиентские записи с одним адресом и таким образом вычленить домохозяйства. Эту информацию можно использовать в маркетинговых целях.

Проверьте анкеты и формы на сайтах

Иногда организации буквально вынуждают клиентов раскрыть свои данные. Например, в форме на сайте делают все поля обязательными для заполнения. Это плохая практика: клиент откажется от покупки, если он не хочет «светить» информацию о себе. Или, что тоже неприятно, сообщит недостоверные сведения.

Так компания получит «мусорные» данные — номер телефона, по которому нельзя дозвониться, или адрес электронной почты, которого не существует. В дальнейшем она будет тратить деньги на рекламные звонки или маркетинговую рассылку и недоумевать, почему информация до клиента не доходит.

Если вы просите клиентов предоставить какие-либо данные о себе, всегда объясняйте, зачем они вам нужны.

Используйте простые формулировки — это повышает доверие к компании.

Выясните, как вы собираете и храните согласия на обработку персональных данных

В России планируют создать единую систему управления согласиями на обработку персональных данных. Предполагается, что в будущем каждый человек сможет через Госуслуги отозвать согласие, которое он когда-либо предоставлял коммерческой или государственной организации. Несмотря на то, что точные сроки запуска такой системы неизвестны, готовиться к нововведению лучше уже сейчас.

Первое и самое главное: разберитесь, как вы обрабатываете согласия клиентов, отслеживаете их актуальность и срок действия. Если счет клиентов и согласий идет на миллионы, поможет специальное программное обеспечение, которое управляет новыми и ранее собранными согласиями, а также ведет учет их версий.

Не забывайте, что за рекламное сообщение, на которое клиент не давал своего разрешения, можно получить штраф.

Кстати, ответственная работа с персональными данными включает и своевременное их удаление. Например, в случаях когда человек отозвал согласие на обработку персональных данных или срок такого согласия истек.

Убедитесь, что сотрудники знают правила работы с персональными данными

Если клиентские данные попадают в открытый доступ — это всегда стресс и для бизнеса, и для клиентов. Этим летом HFLabs опросил представителей 170 российских компаний, и 62% опрошенных признали, что в их компаниях утечки возможны или уже происходили. По оценкам Минцифры, в 70% случаев в этом виноваты сотрудники организаций, имеющие доступ к базам данных.

Минимальные правила «цифровой гигиены» для сотрудников, которые работают с персональными данными клиентов и партнеров компании:

— не копировать чужие персональные данные на личный компьютер;
— не оставлять свой компьютер без присмотра, тем более с открытыми программами;
— никому не передавать права для доступа в рабочие IT-системы;
— не использовать общедоступный Wi-Fi для подключения к корпоративным приложениям;
— не распространяться о том, что есть доступ к персональным данным клиентов.

Расскажите сотрудникам и об ответственности за преднамеренное разглашение чужих данных. Например, в Башкортостане недавно возбудили уголовное дело против сотрудника салона сотовой связи, который «слил» детализацию телефонных соединений жителя республики.

В идеале доступ к личной информации клиентов сотрудники должны получать через специальную программу. Она позволяет отследить, кто, когда и какие данные просматривал.

Данные клиентов и их счета, договоры лучше хранить в разных IT-системах. Это вопрос элементарной безопасности: если вся клиентская информация лежит в одной системе, то при утечке в открытом доступе окажется полный комплект не только персональных данных, но и покупок, которые делал тот или иной человек.

Так злоумышленники легко узнают о его платежеспособности, предпочтениях. В дальнейшем они смогут использовать эти сведения для социальной инженерии.

Примите во внимание технологии, которые упрощают работу с персональными данными

К таким технологиям относится, например, умное маскирование данных. Оно позволяет передавать клиентские данные внутри компании (например, аналитикам или дата-сайентистам) в маскированном виде, при котором нельзя установить, кому эти данные принадлежат. При этом значимые атрибуты данных (например, код города или регион) сохраняются.

Так больше сотрудников компании получают возможность работать с персональными сведениями, а риски бизнеса сведены к минимуму.

Еще одна технология — хеширование персональных данных.

Представим, что данные клиента по закону нужно удалить (истек срок их обработки), но в будущем бизнес хочет узнать этого человека, если тот обратится в компанию снова. Это актуально в случаях, когда, например, речь идет о мошеннике.

В этом случае можно прибегнуть к хешированию данных. Личные сведения человека будут удалены без возможности восстановления, но связи с его договорами или другими документами в IT-системах будут сохранены. По ним и можно будет «узнать» нового-старого клиента.

Фото на обложке: DeepMind Design

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru