Это личное, а не бизнес. Сколько зарабатывают в России иностранные компании
Что потеряют иностранные компании после приостановки деятельности и что могут получить (или нет) их российские конкуренты
Представители мировых компаний до недавного времени были широко представлены на российском рынке, а доходы некоторых из них в разы превышают выручку российских компаний аналогичных сегментов.
Кандидат политических наук Станислав Мясников подготовил обзор финансовых показателей основных российских и зарубежных компаний представленных на российском рынке.
Сравним доходы иностранных компаний в России с их отечественными аналогами за 2020 год. Выручка в первую очередь зависит от объемов производства, размера торговой сети, количества торговых точек.
Станислав Мясников
кандидат политических наук
Сравнение объемов выручки может отчасти показать, насколько компания представлена в том или ином сегменте. Данные взяты из финансовых отчетов компаний, а также из баз данных – РБК Компании, СПАРК, Statista.
IKEA VS Hoff
Громким событием для российского рынка стала приостановка деятельности компании IKEA. За 2020 год её выручка в России составила 123 млрд рублей.
Одна из основных конкурентов IKEA в России – сеть Hoff принадлежит компании «Домашний интерьер». Их выручка составила 34.9 млрд рублей.
Строительный рынок
Компания OBI была одним из ключевых игроков на российском строительном рынке. Её отечественный конкурент – компания «Петрович».
Выручка компании «Петрович» (франшиза) за 2020 год составила 73.5 млрд против 17.5 млрд рублей, вырученных OBI.
Однако продолжать деятельность в России собирается другой лидер данного сегмента – компания Leroy Merlin. Её выручка за 2020 год составила 347.2 млрд рублей, что более чем в 3 раза превышает выручку компании «Петрович».
Фастфуд
Официально «МакДональдс» приостановил свою деятельность на территории России, но у компании есть франчайзинговая сеть, что создает сложности для закрытия всех ресторанов. У «МакДональдс» нет прямых отечественных аналогов так же, как нет и у иностранной компании «Ям Ресторантс Раша» (KFC, Pizza Hut).
Близкой по духу является отечественная сеть «Теремок», работающая в сегменте fast-casual.
Выручка «Макдональдс» в 2020 году составила 100,3 млрд рублей против 13.9 млрд компании «Ям Ресторантс Раша» и 3,7 млрд рублей компании «Теремок». Источники сообщают о росте выручки «Теремок» в 2021 году.
Ретейл
Крупной иностранной компанией на российском рынке является «Ашан (Auchan)». Как и другие французы, компания не стремится уходить с российского рынка. Конкурентами «Ашан» в России являются X5 group (Перекресток, Пятерочка), «Лента».
Выручка «Ашан» в 2020 году составила 223 млрд рублей и уступает выручке «Лента» (468 млрд) и X5 Group (823 млрд).
Кондитерские изделия
И на десерт. Компания Mars также объявила об ограничении своей деятельности. Однако у компании есть заводы в России, о приостановке которых информации пока не было (среди заводов – производство кормов для животных, производство шоколада и кондитерских изделий).
В России множество сетей, занимающихся производством кондитерских изделий. Одна из самых крупных – холдинг «Объединенные кондитеры» (Ротфронт, Красный октябрь, Бабаевский).
Несмотря на объединение российских компаний, они практически в 2,5 раза уступают зарубежному конкуренту.
Выручка Mars в России в 2020-м составила 139 млрд, а выручка холдинга «Объединенные кондитеры» — 54 млрд рублей.
Имидж — все
Сила всемирно известных брендов, а также выверенная годами система управления позволяет иностранным компаниям занимать лидирующие позиции в ряде сегментов.
Из-за введенных ограничений в отношении логистики и банковского сектора России иностранные компании испытывают сложности с цепочкой поставок и осуществлением банковских транзакции, это осложняет продолжение производства и деятельности в стране. Вместе с тем у иностранных компаний есть определенные кодексы ценностей, в соответствии с которыми они сейчас проводят оценку репутационных рисков от продолжения деятельности в России (с учетом сформированного информационного пространства).
Предприниматель и колумнист Daily Moscow Илья Назаров, считает, что не стоит оправдывать уход зарубежных компаний «техническими сложностями», так как в таком случае, российский рынок должны были бы покинуть все иностранные компании.
«Уход зарубежных компаний и приостановка деятельности на российском рынке не является частью вынужденных бизнес-процессов и в большинстве своем представляет исключительно политическое и маркетинговое решение, ориентированное на западную аудиторию.
Отказ от сотрудничества с Россией становится средством зарабатывания политических очков и средством сиюминутного пиара для зарубежных компаний.
генеральный директор «Диджитал Маркетс»
Так, например компания DroneDek Corporation из Индианы (штат США), занимающаяся разработкой почтовых доставок дронами, попала в международные новости благодаря своему яркому заявлению о «тотальном исключении России от глобального развертывания представительств своей компании». Генеральный директор Дэн О'Тул также заявил, что принципиально не собирается вести бизнес в России в ближайшем будущем.
При этом компания существует всего несколько лет и не представлена ни в одной стране, кроме самих США. А полный штат сотрудников компании составляет всего 12 человек».
Фото: Getty Images, Margot Maes