Бизнес и финансы 23 сентября 2020, 14:20

Бизнес-инструкция: как подготовиться ко второй волне COVID-19

Как минимизировать издержки и подготовиться к трансформации бизнеса

Бизнес-инструкция: как подготовиться ко второй волне COVID-19

Вторая волна пандемии станет серьезным ударом для бизнеса, который еще только начинает восстанавливаться в условиях пандемии коронавируса. Наталья Ненашева, управляющий партнер консалтинговой компании Topline, рассказывает, как компаниям подготовиться к ней.

Некоторые страны уже объявили о начале второй волны. Мэр Москвы Сергей Собянин на днях призвал сохранить режим удаленной работы в Москве еще на «месяц-другой». Правда, речь о возобновлении режима самоизоляции пока не идет. Это значит, что у компаний еще есть время подготовиться к новому вызову. Вот с чего стоит начать.

Организуйте удаленную работу сотрудников

Трудовые договоры, должностные инструкции – весь кадровый документооборот нужно доработать с учетом современных реалий. Если вторая волна будет такой же внезапной, как первая, вы сможете оперативно легализовать тот режим работы, который выгоден компании.

Удаленная работа

В обычной жизни уведомления об изменении режима работы надо рассылать за два месяца. Но любая самоизоляция – форс-мажор, и у бизнеса есть право принимать решения о переменах здесь и сейчас. Надзорные органы должны идти вам навстречу. Господин Собянин в своем выступлении подчеркнул, что именно сейчас законодатели разрабатывают изменения в трудовом законодательстве, которые касаются удаленной работы.

Внедрите CRM, если еще не сделали этого. Система управления взаимоотношениями с клиентами позволит без потери качества удаленно управлять любыми бизнес-процессами — от постановки задач сотрудникам и контроля их исполнения, проведения совещаний до решения любых проблем клиентов.

Сокращайте издержки

Одной из очевидных возможностей сокращения потерь является отсрочка или уменьшение арендной платы из-за пандемии. Обратиться с просьбой об уменьшении арендной платы к арендодателю за апрель, май и июнь (периода ограничений на работу) можно, если во время действия режима самоизоляции «пользование арендованным имуществом было невозможным в связи с введенными государством ограничениями» (такая формулировка дана ВС РФ).

Офис

Плата за аренду снижается с момента, когда наступила невозможность использования недвижимости по указанному в договоре назначению. Оформляется дополнительным соглашением к договору аренды (регулируется статьей 19 Закона № 98-ФЗ). Порядок снижения платы определяется по соглашению сторон с арендодателем. В случае возврата «нерабочих дней», такой способ экономии на аренде надо держать в уме.

Разработайте стратегию работы в онлайн, продумайте диверсификацию продуктовой линейки

Во время первой волны интернет-магазины пережили бум продаж. Для многих из них резкий рост выручки стал настоящим стресс-тестом – в сжатые сроки компании были вынуждены определиться с дальнейшей стратегией развития.

Для тех, кто во время первой волны коронавируса не только выстоял, но и организовал онлайн-торговлю, сейчас самое лучшее время провести финансовое планирование по факту возможного роста выручки и в связи с этим угрозы лишения права применения упрощенной системы налогообложения (УСН).

Данный режим позволяет избежать уплаты 20% налога на прибыль и 20% НДС (при УСН оплачивается 6% с выручки или 15% с прибыли). Применять УСН разрешено до тех пор, пока выручка (исчисленная кассовым методом) за налоговый период не превысит 150 млн рублей. Еще одним ограничением является стоимость основных средств на балансе, которая не должна превысить 150 млн руб.

Если выручка превысила допустимый уровень, компания утрачивает право на применение упрощённой системы налогообложения. При несвоевременном переходе на другой режим налогообложения компания уплачивает пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (статья 126 НК РФ). Перевод на ОСН и доначисление НДС для многих компаний в ситуации кризиса в лучшем случае означает потерю прибыли, в худшем — разорение.

Планируйте развитие

При открытии нового направления реализации каких-то новых товаров (работ, услуг) в условиях реальной коммерческой необходимости проведите легальное дробление бизнеса – дифференциацию финансовых и товарных потоков.

Владение активами и управление операционной деятельностью должно быть организовано так, чтобы каждая новая компания группы действовала автономно.

Это позволит избежать обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды и стремлении остаться на УСН.

Наиболее распространенные примеры дробления бизнеса:

• выделение организации или ИП на УСН;

• вывод части деятельности на ООО или ИП, применяющих УСН;

• разделение одного бизнеса на аффилированные организации, применяющие УСН;

• создание сети комиссионеров на УСН;

• вывод товарных знаков и иных активов на ИП бенефициара с целью выплаты роялти.

Если ваша деятельность близка к отраслям, попавших в список пострадавших от коронавируса, – внесите изменения в ЕГРЮЛ. Ведь большинство мер поддержки во время первой пандемии досталось как раз бизнесу из пострадавших отраслей. Не исключено, что в случае второй волны принадлежность бизнеса будут точно так же определять по кодам ОКВЭД на 1 марта.

Наталья Ненашева
управляющий партнер консалтинговой компании Topline

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru