TER продолжает разговор о радикальном феминизме как о направлении феминизма, вокруг которого рождается множество противоречивых мнений.
Для того, чтобы разобраться в том, что из себя представляет радфем, выяснить, в чем состоят его положительные и отрицательные стороны, мы собрали мнения куратора школы феминизма, психолога, а также поговорили со сторонниками и противниками объекта нашего внимания. Кого поддержать в этом дискурсе, решать вам.
Оксана Киташова, сторонница радикального феминизма
В рамках радикального феминизма положение женщин при патриархате понимается как базовая форма угнетения: она предопределяет и выступает как прообраз для всех остальных видов социальной дискриминации (гомо- и лесбофобия, эйблизм, эйджизм, классизм, лукизм и проч.).Радикальный феминизм объясняет гендер (социальное измерение пола) как социально сконструированную систему властных отношений, которая пронизывает абсолютно все сферы общественной жизни, начиная от политики и экономики, заканчивая различными телесными практиками, языком и межличностным общением.Разумеется, патриархат как система, основанная на вертикальных иерархиях власти-подчинения, не может и не хочет видеть результатом своего существования социальную справедливость: могущество и доминирование привилегированных групп достигается именно за счет насилия и подчиненного положения угнетенных.
Радикальный феминизм занимается обнажением этих механизмов власти и направлен на их изучение и преодоление. Например, основные факторы, которые удерживают женщин в подчиненном положении и обеспечивают незыблемость мужского господства, - это принудительная гетеросексуальность (гетеросексуальность преподносится как единственно возможная и правильная, "естественная" модель отношений), столь же принудительное материнство (бездетные женщины подвергаются жесточайшей критике, воспринимаются как неполноценные) и так называемая "женственность" (те телесные практики, к которым обращаются женщины, чтобы соответствовать заданным культурой рамкам своего гендера).
Следует понимать, что дискриминирующий характер эти явления приобретают именно при патриархате, а не сами по себе, хотя также нужно отметить, что мы, в настоящий момент, не можем представить их полностью очищенными от патриархальных наслоений. Радикальный феминизм критикует, прежде всего, факт абсолютизации этих явлений, в своей совокупности делающих женщин тотально зависимыми от мужчин, и насаждении их как единственно верных для жизненного пути женщины.
Важно, что для патриархата типичен феномен "двойной петли", предполагающий сосуществование противоречащих друг другу требований, из-за которых ни одна женщина никогда не сможет быть "правильной". В зоне риска может оказаться любая играющая по правилам патриархата: гетеросексуалки постоянно подвергаются физическому, сексуальному и эмоциональному насилию со стороны своих партнеров и мужей, труд матерей обесценивается, домохозяек обвиняют в ограниченности, внимание женщин к собственной внешности высмеивается и стигматизируется и т.д.
Одни из первичных целей радикального феминизма - это достижение женщинами независимости от мужчин в экономическом, физическом и личностном плане, осознание ими собственной ценности и целостности, борьба с мужским насилием, а также разоблачение мифа о гендере как о чем-то врожденном и незыблемом.
На мой взгляд, женщинам не требуется никаких дополнительных причин, чтобы быть феминистками, кроме той, что они - женщины.Я решительно не согласна с той ролевой моделью, образом жизни и общественным положением, которые по умолчанию уготовил мне патриархат, поскольку я родилась женщиной.
Я поддерживаю именно радикальный феминизм, а не какое-либо иное из ответвлений движения, потому что он ищет корни проблемы и стремится работать именно с ними (кстати, радикальным он называется от латинского слова radix - корень), а не с лежащими на поверхности симптомами. Радикальный феминизм, как мне кажется, дает наиболее целостное, системное понимание существующих общественных отношений.