Очарование наивного искусства. Как непринужденность побеждает технику
Наив или примитивизм — направление в искусстве, которое отличается особой простотой и непосредственностью. Часто это обращение к детскому рисунку и народному творчеству.
Арт-менеджер BIZAR Надежда Марченко рассказывает, как художники намеренно упрощают технику, не соблюдают пропорции, перспективу и баланс света и тени, получая наивные, порой забавные, но при этом глубокие картины, в которых видится поэтичность и чистота взгляда на мир.
Наивисты не дилетанты
Сейчас ошибочно считать, что наивное искусство – это искусство дилетантов. У многих художников, открывших это направление, действительно не было профессионального образования.
Этот факт не помешал им стать выдающимися творцами, признанными во всем мире, как например, Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Все дело в тех чувствах и энергетике, которую несет их искусство. В наше время появились даже школы, в которых преподают примитивизм.
Внутренний мир на картинах
Наив довольно часто предполагает мифологическую историю, в которой есть место фольклору и детскому восторженному взгляду на окружающее.
На картинах обычно природа, животные, люди, дети и семейные застолья – это рождает определенный гармоничный и подчас фантазийный мир.
В таком искусстве заложен прямолинейный посыл, без символов и подтекста, прозрачная идея, понятная всем.
Как правило, все наивное искусство про искренний порыв, не несущий за собой анализа и рефлексии. Этот порыв стоит выше отточенного академического языка с правилами и запретами. Здесь особенно важна личность, отражение внутреннего мира с его чувствами и эмоциями. Именно поэтому наивисты нередко обращаются к портрету и автопортрету.
Знаменитые художники
Истоки наивного искусства ведут в XIX век, когда художники начали увлекаться миром прошлого. Поль Гоген искал вдохновение у местных племен на Гаити, а Анри Матисс – в африканских скульптурах.
В творчестве обоих авторов присутствуют четкие мотивы примитивизма – яркие оттенки, портреты и ломаные формы.
Поль Гоген «Когда свадьба?», 1892 год.
Анри Матисс «Музыка», 1910 год.
Первым представителем наивного искусства в официальном смысле стал Анри Руссо (1844-1910 гг.). Бывший таможенник, он оставил работу в 42 года, чтобы заниматься живописью.
Руссо получил много критики в свой адрес на знаменитой «Выставке независимых» в Париже, но уже через несколько лет его работы купил известный коллекционер и покровитель импрессионистов Амбруаз Воллар, а Пабло Пикассо устраивал прием в его честь.
Анри Руссо «Сон», 1910 год.
Практически похожая история произошла с грузинским художником Нико Пиросмани (1862-1918 гг.), который почти всю свою жизнь прожил в нищете и в основном расписывал лавки и трактиры у себя на Родине.
Нико Пиросмани «Рыбак в красной рубахе» 1908 год.
Его заметили футуристы, круг Ларионова и братья Зданевичи. Один из братьев написал про него статью «Художник-самородок», и уже через несколько лет Пиросмани выставлялся в Москве. Сам Михаил Ларионов и его супруга Наталья Гончарова были одними из самых ярких представителей примитивизма в России.
Михаил Ларионов «Офицерский парикмахер», 1907-1909 гг.
Наталья Гончарова «Покос», 1908-1909 гг.
В СССР и современной России начала XXI века наивное искусство проповедовал и проповедует художник Константин Звездочетов. Его работы полны непосредственности, иронии и изображают карикатурных персонажей.
Константин Звездочетов «Гоп-стоп», 1984 год
Новый наив
В последнее время художники все чаще обращаются к примитивным формам, упрощенному изображению людей, животных и мира вокруг. Их картины становятся непринужденными и естественными – со своей особенной наивностью, которая помогает вновь почувствовать себя ребенком и по-другому посмотреть на взрослые проблемы.
В BIZAR собрали целую подборку с такими работами – ее можно посмотреть по этой ссылке.
Каролина Росляк, «А тут красные цветочки»