Еженедельно в заголовках статей по всему миру появляется очередная новость об еще одной картине, проданной за десятки миллионов долларов. Многие задаются вопросом, почему искусство стоит так дорого? Кто и как его оценивает?
BIZAR рассказывают, как устроен арт-рынок с его порой шокирующими ценами и почему искусство не перестанут покупать даже за большие деньги.
Истоки традиции продавать и покупать искусство
Изначально произведения искусства приобретали так: художник писал картину на заказ или продавал ее лицу, которому она нравилась настолько, что он хотел повесить ее у себя на стене. Был и другой вариант.
Владелец уже купленной картины мог найти для нее следующего покупателя, который предлагал ему за это приемлемую цену.
Все меняется, когда художник или владелец произведения искусства понимают, что выгоднее будет найти для продажи произведения посредника – так появляется фигура арт-дилера.
Роль арт-дилера в продаже искусства
Во второй половине XIX века роль художника начинает восприниматься по-новому. Эпоха романтизма всячески подчеркивала индивидуальную неповторимость гения. Постепенно торговец современным искусством осознал, что его миссия заключается в том, чтобы сделать творения этого гения доступными публике.
Таким человеком стал известный арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Он всячески поддерживал и продвигал импрессионистов, которым был закрыт вход в официальный Салон.
Дюран-Рюэль провозгласил, что в торговле предметами искусства важна не продажа, а искусство. В своих собственных интересах он создал образ торговца картинами – идеалиста и открывателя талантов, бескорыстного героя.
Кто продает и оценивает искусство?
Сегодня, помимо частных лиц, арт-дилеров, существуют и другие институции, оформляющие сделки в сфере искусства.
Распространена практика, при которой арт-дилеры открывают собственные галереи и организуют выставки-продажи современных художников.
Среди галерей международного масштаба стоит выделить Gagosian, Perrotin, Pace, WhiteCube, DavidZwirner. Масштаб их деятельности охватывает несколько континентов, а экспозиции, которые они себе могут позволить, включают искусство и музейного уровня.
Однако центром арт-рынка остается аукционный дом. Главные два из них, монополисты, держащие в руках 90% оборотов мировых аукционных продаж – это Christie’s и Sotheby’s. Оба аукционных дома основаны в середине XVIII века и изначально специализировались на предметах старины, драгоценностях, книгах.
В уважаемых организациях оценщиком выступает эксперт, имеющий государственную лицензию. Он подтверждает подлинность, проводит атрибуцию произведения искусства; оценивает сохранность, определяет значимость в творчестве художника и истории искусства в целом.
Не всегда стоимость складывается из критериев, перечисленных выше, и не всегда ее формирует специалист. Порой она растет за счет бренда и популярности художника, многие могут назначать цены на свои работы сами.
Как формируется стоимость произведения?
В Античности, по свидетельству древних мыслителей Плиния и Горация, было принято определять стоимость популярных тогда статуй по весу. Сейчас на цену искусства влияет несколько факторов:
Провенанс
История владения художественным произведением, его происхождение. Этим подтверждается подлинность предметов, что может значительно повысить цену. Чем достойнее и “благороднее” провенанс, тем выше оценочная стоимость работы.
Творчество художника как бренд
Бренд в мире искусства означает нечто иное, как узнаваемость, включение в "изм", одно из художественных направлений. В создании бренда участвуют в основном не сами художники как авторы, однако дельцы арт-рынка.
Постоянные инфоповоды, имя на слуху, трагическая биография или бурная личная жизнь делают художника востребованным – на помощь приходят маркетинг и пиар. Это все заставляет тратить огромные суммы на искусство, а часто и переплачивать.
Один из ярких примеров созданного бренда – творчество Энди Уорхола. Он заложил целое направление, которое повлияло на всю мировую культуру, поп-арт.
Интерес, любовь публики
Произведения того или иного мастера могут взлететь в цене не только по причине гениальности или таланта. Часто достаточно быть любимцем публики. Такими были и являются до сих пор достаточно посредственные художники, не изменившие историю искусства своим мастерством или свежими идеями, но сумевшие обрести всемирную любовь и признание народа.
Сюжет
Сочетание пошлости и иронии составляет рекордно продаваемое искусство. Если исключить из этой пары иронию, то останется только китч (безвкусица). Ирония – главный элемент формулы привлекательности.
Другим примером воздействия сюжета можно назвать работы в стиля импрессионизме, его представители уже многие десятилетия не теряют популярности – это связано во многом с сюжетной линией их живописи.
Она имеет уютное, успокаивающее, гармонизированное настроение, достигаемое с помощью техники и колорита.
Материал и размер
Конечно, правило не действует в широком смысле, но в рамках деятельности одного художника его пастельный рисунок ценится в меньшей степени, чем картина, написанная маслом на холсте.
Зачем покупают искусство?
Никто никогда бы не отдавал баснословные суммы за картины, если бы в этом не было никакого смысла. Тогда в чем же этот смысл?
Символ статуса
Искусство традиционно является синонимом люкса. Начиная с эпохи Ренессанса, когда у элиты начали накапливаться огромные состояния, она захотела тратить деньги на искусство. Его приобретение и публичная демонстрация стали признаком богатства и могущества. Это правило актуально до сих пор.
Кроме этого, владение искусством показывает принадлежность к определенному слою общества, обладание высокой культурой и вкусом.
Инвестиция
Покупка искусства с целью повторной перепродажи – распространенная практика для арт-рынка. Произведения могут вырасти в цене в сотни раз, но нужно помнить, что произойдет это не за год, а за десятки лет. Причем надо постараться стать владельцем картины, которая впоследствии принесет прибыль. Это дело требует чутья, знания рынка и, конечно, удачи.
Коллекционирование
Коллекционеров не столько интересуют инвестиции, сколько само искусство. Они покупают произведения главным образом из любви к нему. Ими движут эстетические потребности и жажда к собирательству, своеобразный “спортивный интерес”.
Порой частное собрание настолько сбалансировано и органично, что становится основой для нового музея.