Я не вижу и не верю в возможность ИИ генерить смыслы. Интервью с основателем Art Russia 2024 Елизаветой Фроловой
С 28 по 31 марта в Гостином дворе в юбилейный пятый раз пройдет ярмарка современного искусства Art Russia / Арт Россия 2024, основанная корпорацией «Синергия» и искусствоведом и куратором Елизаветой Фроловой.
На выставке будет представлено более 200 галерей и художников, специальный проект о новых видах искусства и детская территория «Безграничные возможности. Сверхчеловек».
Daily Moscow поговорил с Елизаветой и узнал об отношении к ярмаркам современного искусства в России, о сложностях в работе искусствоведа, а также о том, являются ли картины, созданные нейросетью, искусством.
История ярмарки современного искусства
История ярмарки в первую очередь началась с запроса на организацию подобного события, который мы получили из художественной среды.
Изначально существовал проект «Synergy Art Forum», который мы делали ещё в 2018 году на Манежной площади. На тот момент большая часть форума была посвящена именно просветительской кампании.
Но выставив работы наших участников, мы увидели потребность у художников и галеристов в большем количестве арт-событий, посвященных современному искусству. И это стало для нас первым знаком.
Второй звоночек был на наших курсах, которые мы делали совместно с Синергией, в академии Synergy Art. Художники к нам пришли с запросом на большое событие, которое обычно устраивают для галерей.
Но независимых художников много, а галерей мало, и у нас появилась идея создать для них особенную площадку.
Особенность ярмарки этого года
Особенность заключается в том, что мы впервые запускаем очень интересный, яркий спецпроект, которого пока что не было ни на одном мероприятии, посвященном современному искусству в России.
В рамках спецпроекта, который мы делаем вместе с фестивалем поп-культуры Fan Fest, мы предложим зрителям и экспертам посмотреть на видеоигры и комиксы как объекты современного искусства.
Мы видим, что международные музеи современного искусства покупают в свои коллекции видеоигры и комиксы, а также делают выставки, посвященные этим видам искусства. И конечно же не можем пройти мимо этой истории, нам хочется понять, как российское арт-сообщество сегодня воспринимает эти направления.
Популярная культура будет интегрирована и в форумную часть ярмарки, где искусствоведы и эксперты посмотрят на комиксы и видеоигры с новой точки зрения и докажут, что новые виды искусства имеют огромный вневременной потенциал.
Отбор работ на ярмарку
Ежегодно сразу после проведения ярмарки «Art Russia» формируется кураторской совет, который в этом году состоит из трёх экспертов.
На первом этапе художнику нужно подготовить портфолио и фото работ, которые он планирует экспонировать на ярмарке. Дальше кураторы голосуют, их оценки объединяются и получается первый результат.
Если художник проходит первый этап, то следующий этап отбора – визуализация стенда. Художник изображает то, что будет на его стенде, как именно он будет выглядеть.
После кураторы уже принимают свое второе, окончательное решение: принимается ли художник на ярмарку или нет.
Стоит отметить, что каждый год мы получаем более 4000 заявок от художников.
Почему одна картина стоит миллионы, а другая — несколько тысяч
Многие думают, что художники и галеристы часто ставят цены на работы с потолка, но существуют определенные механизмы, которые влияют на цену работы художника год от года. Так же, безусловно, важно в какой галерее выставляются работы художника, ведь площадок много, и они различаются по уровню и популярности.
Нужно смотреть на портфолио и опыт художника. Так, начинающий художник, который ещё нигде не выставлялся и нигде не работал, не может поставить высокую цену на свои работы, их просто никто не купит.
При этом, когда художник выставляется на ярмарках или его приглашают в резиденции, цена на его работы постепенно растет. Особенно с учётом того, что в дальнейшем он может попасть в галерею.
Галерея соответственно, организует ему определенное количество персональных выставок. В зависимости от договоренности их количество может быть разное.
Естественно, если у художника появляются выставки музейного характера, это также влияет на повышение цены на его работы.
Как воспринимает проект российский арт-рынок
Скажем так, очень по-разному. Однозначно, мне нравится, что равнодушных нет.
Кого-то выставка задевает и это вызывает негативные эмоции. Большинство людей все же воспринимают ярмарку очень позитивно, потому что мы с самого начала задаем тренды – мы первые, кто на таком большом мероприятии современного искусства начал ставить независимых художников вместе с галеристами.
В начале не все в отрасли смогли принять это позитивно, но спустя пять лет почти все ярмарки последовали нашему примеру.
Самое сложное в работе искусствоведа
От искусствоведов все ждут точных прогнозов по тому, какой художник является положительной инвестицией. Как правило, люди не всегда готовы слушать искусствоведческие выводы о художественной ценности художника, о работах художника. Они хотят понять, как вырастет цена на его работы в будущем.
И вот это, наверное, самое сложное, потому что искусствоведы далеко не всегда могут предсказать успех.
Также, безусловно, ещё одним сложным пунктом является донесение художественной ценности современного искусства и отдельных его произведений до широкой публики.
С одной стороны люди размышляют об искусстве и хотят о нём говорить. Однако говорят часто в негативном ключе, и задача искусствоведа – помочь людям понять и научиться оценивать объекты современного искусства.
Кроме того, сложным в нашей работе я бы назвала самореализацию. Часто искусствоведам бывает трудно реализоваться в крупных проектах, даже в тех, что связаны с искусством.
Должность
Особенно это касается коммерческих проектов. Молодежь, которая приходила ко мне с желанием работать в искусстве, молодые искусствоведы, которые заканчивают соответствующие факультеты, всем им кажется, что работа в искусстве это только про красоту, эстетику, радость и праздничные события.
На самом деле это огромный пласт технической и исследовательской работы.
Арт-выставки в России
Очень популярны - в последние годы количество событий, связанных с современным искусством сильно выросло. В 2020 году появилась Art Russia, и рядом с нами были Cosmoscow, Blazar и Арт Москва. Конечно же был уникальный ArtLife, но это уже не ярмарка.
Я не исключаю, что многие смотрят на этот рынок с интересом и, возможно, в ближайшие годы мы увидим ещё какое-то количество новых событий.
Кто-то говорит, что это плохо, что ярмарок современного искусства стало слишком много. Но я считаю, что развитие и разнообразие – это хорошо.
О картинах, созданных искусственным интеллектом
Я не думаю, что ИИ будет наравне с художниками создавать картины, пока что я не вижу и не верю в возможность искусственного интеллекта генерить смыслы.
Я думаю, что ИИ может быть одним из инструментов для воплощения задумки автора, но именно создание идей останется за художниками.
Имеют ли созданные с использованием ИИ объекты отношение к искусству? Почему бы и нет, ведь уже сейчас мы говорим о расширении понятия современного искусства и причисляем к нему видеоигры и комиксы.
Я также согласна с некоторыми специалистами в том, что, когда-нибудь мы столкнемся с необходимостью разработать новую терминологию для отдельных направлений и видов искусства. Кто знает, может быть создание такой терминологии в том числе поможет нам категоризировать работы, созданные ИИ.