Гулять вечером по Никольской, Большой Дмитровке, Столешникову переулку в Москве — настоящее удовольствие. Свет фонарей там мягкий и струящийся, здания хорошо видны, фасады хочется рассматривать. Но про всю Москву так не скажешь.
Приглашаем на прогулку по улицам столицы и вместе с генеральным директором международной светотехнической компании Svet Expert Екатериной Тарасовой обсудим, как должен быть освещен город.
В Москве миллион светильников, 730 тысяч из них — наружное освещение и более 308 тысяч — архитектурно-художественная подсветка зданий и памятников. Москва входит в тройку самых освещённых городов мира и уступает только Эр-Рияду.
Особенно светло ― в центре, комфортно ― в тихих переулках и спальных районах. Тёмные пятна встречаются лишь изредка и по нелепой случайности, например, на Никольской улице, где мрачный закуток образован ночными фасадами ГУМа. Но Москва была блистательной и яркой не всегда.
От свечей в окнах до умных датчиков
Первые фонари в городе появились почти триста лет назад. До этого улицы освещались тусклым светом свечей из окон домов. Масляные стационарные фонари в 1730 велела поставить императрица Анна Иоанновна. Внутри было конопляное масло, зажигать их было долго и дорого. Пользовались технологией только в безлунные ночи.
Затем масло заменили на скипидар, но неприятный запах распространялся по всей улице ― пришлось отказаться. Следующие два столетия были периодом экспериментов: керосиновые лампы, газовые светильники, электрические фонари, маскировочное освещение в период войны, натриевые светильники.
Привычная нам световая среда начала формироваться в 90-е годы. В генплан освещения вошли Останкинская и Шуховская башни, мосты, вокзалы, музеи, церкви и величественные сталинские высотки.
В нулевые уже можно было гулять ночью по городу, наслаждаться видами и чувствовать себя в безопасности.
100 километров гирлянд и светящиеся инсталляции
Современная Москва хорошо освещена. На освещение улиц город тратит в сутки от 450 тысяч до 1,5 млн киловатт-часов электрической энергии. Зависит от сезона ― осенью и зимой всегда больше. Дороги и проспекты освещают по графику, например в марте примерно с 19 часов до 6 утра. Диспетчеры центра электросетей могу отступить от графика, если на улице пасмурно или начался снегопад.
Уровень освещённости в городе показывают умные датчики. Архитектурно-художественная подсветка зданий включается одновременно с наружным освещением, в 23:00 перестают подсвечивать жилые дома, в 00:00 — административные здания, в 1:00 — вестибюли метро, в 3:00 — мосты.
Городской бюджет помогают экономить энергосберегающие технологии. А денег на освещение тратят немало. Только на модернизацию сетей вечернего и ночного освещения зданий за последние три года ушло 73 млрд рублей.
В январские праздники в столице все блистает ― пешеходные зоны Бульварного кольца с мультимедийными тоннелями, световые арки на Тверской, Пушкинской площади и площади Революции, инсталляции на Гоголевском и Никитском бульварах, светящиеся конструкции в парках «Сокольники», Лианозовский и Гончаровский.
В любой сезон приятно гулять по павильонам ВДНХ, где светодиоды подчеркивают легкость светлых фасадов, орнамент и эмблемы на зданиях. Свет плавно меняется от деликатного и рассеянного до яркого и холодного. Акцентированная подсветка храмов, палат и усадеб Варварки будто переносит горожан в царские времена.
Красиво и у здания РАНХИГС на Вернадского. В будни подсветка лаконичная, со статическим белым цветом, а в праздники световой луч переливается по фасадам.
Баланса исторического облика здания и деликатных акцентов итальянского стиля с арочными окнами удалось добиться с помощью световой концепции на Большой Никитской.
Для ночных прогулок отлично подходит Столешников переулок под «звёздным небом», Никольская улица со 100 км гирлянд, Кузнецкий мост со светодиодной гирляндой из фиолетовых, алых и оранжевых шаров.
Как создается хорошее освещение города
В городе правильная световая концепция должна быть такой: если вы открываете дверь подъезда и не попадаете в темный проулок; выходите на проспект из двора, а вам в глаза не бьёт яркий свет. Если идти комфортно, можно рассмотреть фасады зданий, знаки, деревья. От мерцающих вывесок не рябит в глазах, вы переходите дорогу по пешеходу и не приходится щуриться от перепада света.
Световая концепция ― это понимание того, как городские объекты будут выглядеть вечером и ночью.
Ее продумывают светодизайнеры и архитекторы под разные территории: спальный район, шумные проспекты, парк или бизнес-центры, и на нескольких уровнях ― основное для магистралей и дополнительное для второстепенных дорог, а также для пешеходных зон.
Концепция помогает создать световые акценты и впечатление от объектов. Так золотой свет планетария в Ярославле выделил нестандартную геометрию здания, стеклянный купол и фасад.
Издалека кажется, что планетарий светится, он похож на гигантскую комету. Сиреневые, лиловые и зелёные оттенки фонарей создают эффект свечения от Млечного пути или далёких звёзд.
Монолитность и надежность Мызинского моста в Нижнем Новгороде подчеркивает равномерный заливающий свет. Экранирующие шторки отсекают световой поток, не слепят водителей машин и судов. С набережной мост выглядит волшебно, это важная достопримечательность города, часть его бренда.
Садово-парковое освещение в концепции света выделяет дорожки, фонтаны и беседки. Например, в «Саду утреннего спокойствия» в Южной Корее на площади 33 000 кв.м сияют экологичные светодиодные фонари, их мягкий струящийся свет создаёт настолько волшебную атмосферу, что возникает ощущение сказки.
Интересно сделан парк Rose Valley в Молдавии, где каждое дерево, в зависимости от вида и формы, подсвечено своим цветом. Световое решение каждому дереву придумали и в Парке герцогов Мальборо в Бленхейме. Это завораживает, особенно в сезон с октября по март, когда так не хватает цвета и живой зелени.
В ботаническом саду Эдинбурга проходят грандиозные световые шоу со скульптурами, которые проецируют свет на фигурные кустарники или кроны деревьев. Японцы научились подсвечивать линии рек и гладь воды, как в саду Nobana no Sato.
Рекламное освещение заманивает, интригует и продаёт. Таймс-сквер в Нью-Йорке привлекает тысячи рекламодателей, миллионы туристов, миллиардные бюджеты.
Когда памятники и скульптуры не теряются на фоне неоновых вывесок, мосты и эстакады не пропадают с наступлением темноты, а новостройки не мешают историческим зданиям ― световая концепция города удалась.
А победить городскую эклектику и подружить разные объекты помогает дизайн-код. Правила дизайн-кода оформляют улицы и дома в едином стиле, одной концепции. Вместе с инженерами-урбанистами работают дизайнеры и специалисты по светотехнике. Дизайн-код помог вписать в район Беговой ЖК «Alcon Tower» с 168-метровой башней ― так современное строение изменило восприятие классической панорамы Ленинградского проспекта.
Продуманная световая концепция позволила гармонично расположить современные здания бок о бок с историческими около Площади трёх вокзалов, на Овчинниковской набережной и в Камергерском переулке.
Больше ламп ― не значит лучше
Но вернемся к Москве. Этот город настолько яркий, что полной темноты в нем практически не бывает. С улицы жители домов видят отблески фонарей, на верхних этажах небоскребов — световое отражение от облаков.
Почти все время бодрствования москвичи проводят под электрическим освещением. Из-за этого есть риск нарушения биоритмов, сокращения часов и снижение качества сна.
Чрезмерное освещение переходит в световую загрязненность — блики, слишком яркие лампы в городе, световой беспорядок от вывесок. Представьте ощущения, когда едешь по трассе и в глаза бьёт дальний свет фар встречной машины. Так быть не должно. По снимкам из космоса исследователи составляют карты световой нагрузки.
Садовое кольцо на этой карте есть — яркий пример излишнего и вредного для людей освещения.
В 2001 году учёные создали Международную программу мест тёмного неба. Она отмечает точки на планете свободные от светового загрязнения. Сейчас их 195. Чистота ночного неба — достопримечательность Пуэрто-де-ла-Крус на Тенерифе, необходимое условие работы обсерватории на Канарах.
В России заповедники темного неба находятся в Приэльбрусье и Адыгее. Самое большое пространство в мире ― на Тибете. На территории 2,5 тысячи кв.м астрономы и туристы могут смотреть на звёзды без светового загрязнения.
Принципы снижения светового загрязнения предлагает ассоциация Dark Sky. По ее мнению, городские службы должны приглушать яркость ламп и фонарей диммером, направлять поток света туда, где он нужен, выбирать световую температуру. Для спальных районов подходит жёлтый свет, для исторической архитектурной застройки ― свет нейтральной температуры, для магистралей ― дневной, приближенный к яркому солнечному.
Ваши права на комфортную темноту защищает и Постановление Главного санитарного врача №34. Если вы заметили слишком яркие вывески или прожекторы, не покупайте блэкаут шторы, а сообщите об этом через портал Наш город.
Думаю, у москвичей тоже есть право любоваться не только огнями мегаполиса, но и звёздным небом. И необязательно для этого ехать на Тибет.