Просвети меня, если сможешь. Медиа и бренд-медиа про инновации в образовательном контенте
Помните, как в детстве хотелось не учиться, а играть? Взрослый мир прислушался к детским мечтам — теперь можно совмещать приятное с полезным! В современном образовании каждый может найти свои любимые способы обучения: игры, интерактивные статьи, вовлекающие видео или подкасты.
Победители медиапремии Апостол рассказали, как медиа и бренд-медиа меняют подход к образованию и делают его доступным и интересным.
От учебников к мемам
Вспомните школьные времена: скрип мела по доске, шуршание страниц учебника и тихие смешки на последней парте. Сегодня вместо скучных параграфов из учебника нашими наставниками становятся мемы, гифки и интерактивные ролики. Цифровое пространство кардинально изменило подход к образовательному контенту, превратив обучение в увлекательное приключение.
«Самое главное, что случилось с приходом цифровых медиа, — это то, что любой контент стал максимально доступным. Однако у этого явления есть и обратная сторона: аудитория, не владеющая основами медиаграмотности, не всегда способна отличить качественный контент от непроверенной информации и фейков. Поэтому задача медиа заключается не только в том, чтобы придерживаться журналистских стандартов и нести ответственность за содержание публикаций, но также и в том, чтобы постоянно образовывать читателей и давать им как можно больше инструментов для осмысленного потребления контента». — Анна Косниковская, главный редактор НЭН
Проект НЭН «Где деньги» успешно справляется с этой задачей, предлагая читателям интересный и полезный контент и помогая понять сложные финансовые темы.
Однако, кроме медиаграмотности, важную роль играют форма и подача. Современное поколение, выросшее на играх и динамичных видеороликах, требует от образования не только достоверности информации, но и увлекательности процесса.
Школьники выбирают подкасты, забавные мультсериалы, интересные статьи. Может быть, это к лучшему! В конце концов, если мемы объясняют законы Ньютона понятнее и доступнее, чем сухой текст, то почему бы не использовать их?
Уроки на повторе
Сколько раз мы боялись попросить учителя снова объяснить материал из-за упрёков и строгих взглядов? Бояться больше не нужно: благодаря видео и аудио-форматам можно повторять уроки сколько угодно, пока информация не будет усвоена на отлично (и даже шпаргалка не понадобится).
Маша Пчёлкина, исполнительный директор «Лайфхакера», рассказывает, что в последнее время подкасты заняли свои места в сердцах и наушниках слушателей:
«Наши глаза постоянно заняты, а уши — свободны. Мы слушаем подкасты во время пробежки, на прогулке с собакой, за рулем — в это время у нас просто нет шанса потреблять другой тип контента.
Преимущество аудиоформатов над текстовым контентом в том, что используется другой канал коммуникации с пользователем.
Один из таких подкастов — «Повар варит ти» от «Лайфхакера». Попробуйте включить его по дороге на работу или в университет, и вы удивитесь, как легко можно запоминать английские слова».
Но не только подкасты ворвались в образовательный мир: научно-популярные видео, образовательные мультсериалы тоже помогают мотивировать и увлекать аудиторию.
Никита Юкович, издатель Т-Ж, приводит в пример мультсериал «Санёк и Борян», созданный в аниме-стиле, который привлекает молодёжь и направляет к полезным курсам:
«Мы в Т—Ж всегда стремимся ставить перед собой амбициозные цели и делать то, чего еще никто не делал.
Российских мультфильмов в аниме-стиле почти нет, а на тему финграма и подавно, поэтому мы решили быть первыми и создали мультсериал “Санёк и Борян”, который вышел в 2024 году.
Главная аудитория нашего мультсериала — молодые взрослые, которые только начинают самостоятельную жизнь. Поэтому мы делали ставку на их основные предпочтения и проблемы. А каждая серия мультсериала ведет на курс Учебника Т—Ж “Как быть взрослым”, который подробно раскрывает вопросы, поднимающиеся в сериале».
Обучение по правилам игры
А что если превратить учебный процесс в увлекательный квест? Каждый урок — это новая миссия, а каждый тест — это босс, которого нужно победить. Невероятно, но современные образовательные методики уже могут воплотить это в реальность! Геймификация облегчает восприятие сложных формул и задач, поддерживая интерес учащихся.
«Если игровые элементы подобраны правильно, человек может даже не заметить, что прямо сейчас его чему-то учат. А это отличный старт для погружения в новую тему: так и возникает мотивация, помогающая двигаться вперед и хотеть узнавать что-то дальше»
Главный редактор медиа «Мел»
Однако важно помнить об удержании баланса между развлечением и образовательным содержанием. Игра позволяет вовлечь и мотивировать, но только грамотное совмещение игровых элементов с основным материалом делает обучение действительно эффективным.
Время от времени нужно просто спрашивать себя: а чего мы хотим? Просто развлечь человека и подарить ему быстрый дофамин? Или развлечь и проинформировать о чём-то? Если второе, то предлагаем ученику, пользователю, читателю не просто поиграть, а поиграть для чего-то. И вы сами, как автор, очень хорошо должны понимать — для чего, говорит Елена Акимова, главный редактор медиа «Мел»
А ведь когда в школе мальчишки дёргали девочек за косички и прятались, чтобы их не поймали, это тоже была форма игры. Главное, чтобы такие шалости не отвлекали от учебного процесса.
Так и в современном обучении: игровая составляющая может быть полезной, если она помогает достигать образовательных целей. Важно помнить, что игра здесь — это средство, а не самоцель.
Кстати, если вам кажется, что несерьёзные вещи, вроде мемов, и серьёзные, вроде науки, несовместимы, то проект «Физика в мемах! Для тех, кто всё проспал в школе» от Мел докажет обратное.
Уроки из будущего
Контент меняется, а с ним меняются и форматы обучения. С каждым днём появляется всё больше новых инструментов и методов, которые делают процесс изучения более увлекательным и доступным. Как бы нам ни хотелось уже сейчас разложить будущее по полочкам, оно продолжает вносить свои коррективы и удивлять нас.
Когда знания доступны на каждом шагу, а разнообразие выбора материалов поражает, важно помнить о той детской мечте — учиться играя. И кто знает, возможно, уже скоро один смартфон заменит тяжёлый школьный рюкзак, виртуальная реальность станет новой классной комнатой, а вместо учителей появятся цифровые аватары.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: