Почему сериалы затягивают. Приемы сценаристов, которые нас гипнотизируют

Почему сериалы затягивают. Приемы сценаристов, которые нас гипнотизируют

Большая часть сериалов снята в формате 10 серий по 45 минут. Это 7,5 часов просмотра и «выпадания» из рутины. Мы полностью погружаемся в мир сериала, оставляя по ту сторону экрана свои проблемы, заботы, дедлайны и другие факторы, из-за которых испытываем стресс.

Для кого-то сериал — способ отвлечься и расслабиться, для кого-то — повод побыть наедине с близким человеком.

Но почему какие-то сериалы мы смотрим за 7,5 часов, а какие-то растягиваем на 2 недели или вовсе не досматриваем?

Эксперт в области копирайтинга, контент-маркетинга и фриланса, руководитель онлайн-школы KitUp и учредитель литературного агентства «Авторский метод» Мария Синюкова рассказала о нескольких приемах, которые помогают сценаристам удерживать внимание зрителя и заставляют переключать на следующую серию.

Клиффхэнгер

Термин «клиффхэнгер» происходит от английского «cliff» — скала или обрыв, и «hanger» — висячий.

Это популярный литературный и кинематографический прием, состоящий в прерывании повествования на драматичном моменте, развязка которого следует позднее.

Используется во многих сериалах, чаще всего в конце. Персонажи узнают неожиданную новость, возвращается герой из предыдущей серии, раздается звук выстрела и т. п.

Сериал, в котором каждая серия заканчивается клиффхэнгером, — «Бумажный дом». По сюжету люди в масках с псевдонимами Токио, Денвер, Рио, Берлин, Хельсинки, Москва, Найроби грабят испанский национальный банк.

Сериалы

Сам сюжет уже предполагает эмоциональное напряжение зрителя, мы переживаем, останутся ли в живых люди в здании или это безвыходная ситуация.

Но сценаристы выводят напряжение на пик концовкой каждой серии: во 2-й серии полиция узнает личности двух грабителей, в 6-й серии один из персонажей на грани убийства своего союзника, и так до конца 5-го сезона.

Ассоциация себя с героями

Насколько бы фантастическим ни был сериал, зритель все равно должен в герое узнать себя.

Поэтому зачастую герой создается на основе определенного типажа, в поведении которого зритель может увидеть себя, друзей, сына маминой подруги или продавщицу из магазина под домом.

Также персонаж должен сталкиваться с трудностями, которые мы проходим в реальной жизни: поиск друзей, непринятие социумом, смерть близких, поиск смысла жизни. Мы должны поверить герою, персонаж не должен быть идеальным или «черно-белым».

Как поверить человеку на экране, у которого идеальная жизнь, здоровье, семья, отношения с коллегами, даже рубашка не мнется? При таком описании персонажа мы не можем его ассоциировать с собой или окружающими нас людьми, а значит, не можем сочувствовать и переживать за героя.

На ассоциациях с определенными людьми, или лучше сказать, с людьми в определенную эпоху построен популярный российский веб-сериал «Внутри Лапенко».

В персонажах сериала почти каждый человек из постсоветского пространства узнает своих знакомых. Неловкий, заикающийся, добрый инженер; отчаянный, драматичный и ищущий правду журналист; грозный глава ОПГ «Железные рукава» и бунтовщики-рокеры Роза Робот и Шершняга, которые мешают спать бабушке с нижнего этажа и всему подъезду.

Сериалы

Сериал набрал миллионы просмотров благодаря доброй атмосфере, правдоподобности и ностальгии. Но больше всего зрителей зацепили интересные и живые герои, за приключениями которых хочется наблюдать после каждой просмотренной серии.

Демонстрация зрителю детали, которая не известна большинству персонажей

Особенно удачно этот прием работает в детективных сериалах. Вначале нам показывают убийство, которое предстоит раскрыть. Мы не знаем всех обстоятельств, но знаем, как произошло убийство. Пока героям только предстоит понять, каким образом это случилось.

Они начинают распутывать клубок происшествий, и зрителю также любопытно. Кто же убийца: дворецкий или садовник?

Этим приемом успешно воспользовался сценарист сериала «Ганнибал», но немного видоизменив прием. Мы сразу догадываемся, кто серийный маньяк. Ганнибал так искусно обводит весь отдел ФБР, что и мы в какой-то момент начинаем сомневаться, а верны ли наши выводы?

Сериалы Грамотная работа оператора, интерпретация всем известной истории со смещением фокуса на других персонажей, игры разума, актерский состав и красивая подача изысканных блюд. «Ганнибал» держит в напряжении зрителя все три сезона.

Теперь вы знаете несколько приемов в сериалах, из-за которых забываете покормить кота, убрать в квартире и полить засыхающий цветок на подоконнике. Знание — сила.

Отслеживайте приемы при просмотре, и вы сможете успеть себя остановить до переключения на следующую серию.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru