Общество 9 декабря 2022, 16:40

Как СМИ выжить в трудные времена и сохранить доверие аудитории: интервью с главным редактором «ГлагоL» Ольгой Арцевой

Как СМИ выжить в трудные времена и сохранить доверие аудитории: интервью с главным редактором «ГлагоL» Ольгой Арцевой

В связи с началом СВО, антироссийскими санкциями и последующим повышением уровня тревожности россиян 2022 год оказался непростым для всего российского общества. Средства массовой информации не стали исключением: принятие нового закона об иностранных агентах, вступление в силу приказа ФСБ о неразглашении сведений, касающихся военной спецоперации — усложнили работу изданий.

Как медиа могут «оставаться на плаву» и сохранять доверие читателей — рассказала Ольга Арцева, главный редактор ГлагоL, руководитель партнёрского отдела в МирТесен, партнёрский директор СМИ2 — специально для Daily Moscow.

Расскажите, как ваше медиа переживает 2022 год?

Наш «ГлагоL» — это маленькая редакция, которая состоит из супер профессиональных журналистов. Изначально мы думали наполнять издание лишь развлекательным и просветительским контентом, однако быстро поняли, что информирование — это, всё же, огромный столп журналистики, необходимый нашей аудитории.

Новостей у нас мало, отписываем только самое важное за сутки. Введённые ограничения по темам и тональности их освещения мы воспринимаем стоически.

Всё так же проверяем информацию, выдаём только то, что нам не запрещено законом на данный момент, стараясь обходить острые углы.

Ольга Арцева
Главный редактор ГлагоL, руководитель партнёрского отдела в МирТесен, партнёрский директор СМИ2

В целом, год был очень непростым, балансировать на нейтральном поле, которое уменьшилось до размеров игольного ушка, всё сложнее и сложнее. Но мы стараемся справляться.

Как можете прокомментировать приказ ФСБ о размещении сведений, касающихся СВО?

Надо понимать, что этот приказ касается только СМИ, которые признаны «иностранными агентами» (Ольга ссылается на данный материал - прим. ред.). Поэтому наша задача не изменилась — быть аккуратными и делать так, чтобы нас таковыми не признали.

Скажите, как в настоящих реалиях СМИ могут оставаться на плаву? Сохранить доверие читателей и продолжать спокойно трудиться, не попадая под нарушение закона?

Я не могу сказать за все СМИ, но у нас внутри действуют несколько правил:

— Оставаться в адеквате, когда ощущаешь неизбежность внутреннего кризиса, лучше возьми выходной и выдохни.
— Советоваться с юристами на каждый чих. Как говорится, бережёного бог бережёт (это я вам как агностик говорю).
— Основное, что можно сделать для читателей в данный момент — это надеяться на их осознанность, а также не давать никаких оценок происходящему (если это не какая-то авторская колонка).

Но по закону, мы не можем теперь показывать вторую сторону украинского конфликта, однако есть масса источников информации, владельцы и работники которых находятся вне России, и могут это делать.

Скажем так, можно объяснять аудитории, что им стоит расширить круг источников информации, из которых они её черпают.

Что вы можете назвать самым сложным в своей работе?

Знаете, самое сложное в моей работе, как и в жизни любого человека — это недоговороспособные люди. Я имею в виду те случаи, когда партнёры говорят «будет так, как я сказал, и никак иначе». По мне, это не подход. Партнёрство подразумевает взаимовыгодный процесс.

Если же говорить о работе в целом — и в «ГлагоL», и в СМИ2, и в МТ — то самая тяжелая часть для меня — это бюджетирование.

Я ненавижу работу с большими цифрами и финансовую отчетность, я больше всё-таки филолог, чем математик.

Однако я заставила себя полюбить и эту часть работы, нашла в ней свои плюсы — и стало получаться неплохо.

С марта 2022 года в России заблокировали социальные сети компании Meta*. Ограничили работу Tik-Tok и Youtube. Откуда сейчас брать трафик?

О, это примерно как вопрос «где найти философский камень». Однако у меня есть пара бесплатных лайфхаков.

Google Discover никто отключить не может — им управляет нейросеть, которая умнее нас всех вместе взятых.

Нужно изучать эту часть рынка. С задачей справились несколько российских СМИ, и сейчас падение трафика из остальных источников не так сильно на них сказалось.

Кроме того, конечно же, трафик есть у нас — в СМИ2 и МирТесен. Мы в данный момент заняты оформлением сотрудничества с несколькими технологическими компаниями. Трафика у нас станет ещё больше.

Назовите топ-3 актуальных формата размещения информации

Как и во все времена, я буду тривиальна и скажу, что это

— Новость.
— Статья.
— Спецпроект.

Не могли бы вы дать рекомендации молодым медиа? Есть ли ключевые принципы, которые помогут в начале пути?

Пожалуй, первый совет — это не распыляться. Вы точно не сможете охватить всю аудиторию мира, поэтому стоит представить у себя в голове портрет своего читателя и подумать, что ему будет интересно.

Не заигрывать с кликбейтом и таблоидностью — если вы не ставите цель быть таблоидом.

Стараться диверсифицировать трафик — из одного источника у вас должно идти не больше 30% кликов на сайт.

* Meta признана экстремистской организацией в РФ.

Фото в материале: официальный сайт Государственной думы
Фото на обложке: Ольга Арцева, фотограф — Павел Сабудзинский

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru