Как СМИ выжить в трудные времена и сохранить доверие аудитории: интервью с главным редактором «ГлагоL» Ольгой Арцевой
В связи с началом СВО, антироссийскими санкциями и последующим повышением уровня тревожности россиян 2022 год оказался непростым для всего российского общества. Средства массовой информации не стали исключением: принятие нового закона об иностранных агентах, вступление в силу приказа ФСБ о неразглашении сведений, касающихся военной спецоперации — усложнили работу изданий.
Как медиа могут «оставаться на плаву» и сохранять доверие читателей — рассказала Ольга Арцева, главный редактор ГлагоL, руководитель партнёрского отдела в МирТесен, партнёрский директор СМИ2 — специально для Daily Moscow.
Расскажите, как ваше медиа переживает 2022 год?
Наш «ГлагоL» — это маленькая редакция, которая состоит из супер профессиональных журналистов. Изначально мы думали наполнять издание лишь развлекательным и просветительским контентом, однако быстро поняли, что информирование — это, всё же, огромный столп журналистики, необходимый нашей аудитории.
Новостей у нас мало, отписываем только самое важное за сутки. Введённые ограничения по темам и тональности их освещения мы воспринимаем стоически.
Всё так же проверяем информацию, выдаём только то, что нам не запрещено законом на данный момент, стараясь обходить острые углы.
В целом, год был очень непростым, балансировать на нейтральном поле, которое уменьшилось до размеров игольного ушка, всё сложнее и сложнее. Но мы стараемся справляться.
Как можете прокомментировать приказ ФСБ о размещении сведений, касающихся СВО?
Надо понимать, что этот приказ касается только СМИ, которые признаны «иностранными агентами» (Ольга ссылается на данный материал - прим. ред.). Поэтому наша задача не изменилась — быть аккуратными и делать так, чтобы нас таковыми не признали.
Скажите, как в настоящих реалиях СМИ могут оставаться на плаву? Сохранить доверие читателей и продолжать спокойно трудиться, не попадая под нарушение закона?
Я не могу сказать за все СМИ, но у нас внутри действуют несколько правил:
— Оставаться в адеквате, когда ощущаешь неизбежность внутреннего кризиса, лучше возьми выходной и выдохни.
— Советоваться с юристами на каждый чих. Как говорится, бережёного бог бережёт (это я вам как агностик говорю).
— Основное, что можно сделать для читателей в данный момент — это надеяться на их осознанность, а также не давать никаких оценок происходящему (если это не какая-то авторская колонка).
Но по закону, мы не можем теперь показывать вторую сторону украинского конфликта, однако есть масса источников информации, владельцы и работники которых находятся вне России, и могут это делать.
Скажем так, можно объяснять аудитории, что им стоит расширить круг источников информации, из которых они её черпают.
Что вы можете назвать самым сложным в своей работе?
Знаете, самое сложное в моей работе, как и в жизни любого человека — это недоговороспособные люди. Я имею в виду те случаи, когда партнёры говорят «будет так, как я сказал, и никак иначе». По мне, это не подход. Партнёрство подразумевает взаимовыгодный процесс.
Если же говорить о работе в целом — и в «ГлагоL», и в СМИ2, и в МТ — то самая тяжелая часть для меня — это бюджетирование.
Я ненавижу работу с большими цифрами и финансовую отчетность, я больше всё-таки филолог, чем математик.
Однако я заставила себя полюбить и эту часть работы, нашла в ней свои плюсы — и стало получаться неплохо.
С марта 2022 года в России заблокировали социальные сети компании Meta*. Ограничили работу Tik-Tok и Youtube. Откуда сейчас брать трафик?
О, это примерно как вопрос «где найти философский камень». Однако у меня есть пара бесплатных лайфхаков.
Google Discover никто отключить не может — им управляет нейросеть, которая умнее нас всех вместе взятых.
Нужно изучать эту часть рынка. С задачей справились несколько российских СМИ, и сейчас падение трафика из остальных источников не так сильно на них сказалось.
Кроме того, конечно же, трафик есть у нас — в СМИ2 и МирТесен. Мы в данный момент заняты оформлением сотрудничества с несколькими технологическими компаниями. Трафика у нас станет ещё больше.
Назовите топ-3 актуальных формата размещения информации
Как и во все времена, я буду тривиальна и скажу, что это
— Новость.
— Статья.
— Спецпроект.
Не могли бы вы дать рекомендации молодым медиа? Есть ли ключевые принципы, которые помогут в начале пути?
Пожалуй, первый совет — это не распыляться. Вы точно не сможете охватить всю аудиторию мира, поэтому стоит представить у себя в голове портрет своего читателя и подумать, что ему будет интересно.
Не заигрывать с кликбейтом и таблоидностью — если вы не ставите цель быть таблоидом.
Стараться диверсифицировать трафик — из одного источника у вас должно идти не больше 30% кликов на сайт.
* Meta признана экстремистской организацией в РФ.
Фото в материале: официальный сайт Государственной думы
Фото на обложке: Ольга Арцева, фотограф — Павел Сабудзинский
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: