В Петербурге проходит 1-я Биеннале музейного дизайна - в Эрмитаже и необычных музеях города (Музей хлеба, Дом-музей Шаляпина, "Разночинный Петербург", Царское Село и пр.), о которых вы наверняка слышали, но вряд ли бывали, именитые дизайнеры показывают, как может выглядеть музей, как может отличаться временная экспозиция от постоянной. Чтобы было нескучно, этично и впечатляюще.
Так, в Музее блокады Ленинграда поставили палатку. Проект "Поле боя – госпиталь" (дизайнер - Джонатан Барнбрук) показывает, в каких условиях развивалась военная медицина во время Великой Отечественной. В Музее городской скульптуры - необычная экспозиция "На память о памятнике" (дизайнер - Арне Кворнинг) - собрание открыток Петербурга-Петрограда-Ленинграда-Петербурга разных лет. После реставрации открылись и двери музея Нарвских триумфальных ворот - там вы увидите выставку "Триумф российской императорской гвардии" (дизайнер - Егор Ларичев). А вот в Гатчине - в проекте "Инверсия" (дизайнер - Андрей Вовк) вы сможете попасть в разрушенный еще во время войны корпус Гатчинского замка, разруха в котором напоминает о том, что историю надо сохранять. Это касается и пышного XIX века с тем шиком, что ушел вместе с империей, и такого разного ХХ века с его мрачными страницами.
Полная программа биеннале представлена на официальном сайте проекта, она включает в себя новые музейные экспозиции, проекты в семи музеях города, специальную программу в Эрмитаже (Выставка «История Эрмитажа в зеркале витрин», Реконструкция экспозиции античного искусства Государственного Эрмитажа), также будет отдельная образовательная программа. Бианнале продлится до 14 декабря.
Елена Коловская, директор фонда Pro Arte, организатора биеннале:
"Это наш совместный проект с Комитетом по культуре СПб. Все музеи, где сделаны выставки в рамках биеннале находятся в ведении этого Комитета, который и предложил нам работать с ними. Комитет поддержал финансово - и это превосходно. Музеи выбирали из тех трех вариантов проекты, которые были предложены дизайнерами.
Делать выставки - это не просто положить объекты в витрину и наклеить надпись на стену рядом, это сложный процесс. И если хочешь реального диалога со зрителем, то должен уметь правильно подать информацию. А для этого нужен посредник - художник, дизайнер. Человек, который понимает публику,говорит со зрителем не на научно-исследовательском, а на более понятном - визуальном языке.На самом деле музеи не могут позволить себе такой роскоши, как приглашение хорошего, именитого дизайнера. Сейчас такая сложная система государственного финансирования музеев со всеми тендерами и прочее, которая растягивает процесс работы над выставкой порой не обосновано, тормозит его. Это вообще очень мешает креативной работе - это сложности, которые лежали в той плоскости, где и мы работали. Очень обидно: когда все хотят сделать все как можно лучше, креатив прет, а в итоге не получается из-за какой-то бюрократической ерунды.
Мы 15 лет работаем с сотней музеев в городе, мы знаем чем они живут постоянно, и видим, что они работают уже в какой-то экстремальной почти обстановке. Им очень тяжело сейчас. Я считаю, что к ним масса необоснованных требований, которые зачастую не имеют смысла, все от этого только страдают, теряют на этом время, силы, и в итоге не известно, кто выиграет от всех этих сложных законов и ограничений. Я не уверена, что они приводят к лучшему.
Фото: Тася Сойтонен