Экспортный акселератор для креативных индустрий: разбор рынков, инструментов и инсайтов
26 ноября в Москве прошел финал Экспортного акселератора для креативных индустрий, организованный Агентством стратегических инициатив (АСИ). Участники программы изучали ключевые особенности маркетинга, позиционирования и упаковки аудиовизуального контента для рынков Китая, Индии, Индонезии, ОАЭ и Таиланда.
В программе принимали участие 211 участников из 5 креативных индустрий: анимация, кино/сериалы, музыка/саунд-дизайн, компьютерная графика и видеоигры.
Менторскую и экспертную поддержку участникам обеспечили 65 профильных специалистов из России и зарубежных стран, занимающихся дистрибуцией аудиовизуального контента на международных рынках.
На основе рекомендаций экспертов акселератора мы выделили ключевые советы и инстайты по масштабированию аудио-визуального контента за рубеж.
Музыка
Про особенности продвижения музыкального контента с участниками делились: Тинко Ильчев Георгиев (вице-президент платформы Kanjian (Китай), музыкальный продюсер Валерий Мифодовский и коммерческий директор FUTURA Артур Фаниев.
В Китае эпоха фан-сообществ. Более 90% доходов музыкальной индустрии генерируют стриминговые сервисы. Массовые покупки цифровых альбомов, виртуальные подарки и VIP-доступ стали неотъемлемой частью фан-культуры, а не просто маркетинговым экспериментом.
Для музыкантов, продюсеров и креативных компаний, работающих на международных рынках, главное правило — перестать пытаться быть универсальными.
Артист должен быть чётко встроен в одну из рыночных лиг. Универсальность воспринимается как отсутствие концепции.
Валерий Мифодовский выделяет четыре лиги:
1. Эконом — простые релизы, быстрый продакшен, широкий поток контента
2. Value — доступная музыка с выраженной идеей и узнаваемостью
3. Premium — сильный визуальный стиль, качественный сторителлинг, стабильная команда
4. Luxury — эксклюзивность, штучность, высокая стоимость и глубокая художественная концепция.
Каждая лига формирует модель развития артиста: ожидания публики, темп релизов, каналы маркетинга, ценовую стратегию и тон коммуникации.
«Международный рынок покупает не продукт, а концепцию: кто вы, какую эмоцию несёте и зачем миру ваш проект»
Ключевая рекомендация: в современном мире одной только хорошей музыки недостаточно. Чтобы построить успешную карьеру, необходимо стратегически найти свою уникальную позицию на рынке, доказать ее и последовательно доносить до аудитории через все каналы коммуникации.
Эксперты приводили в пример успешную траекторию южнокорейской музыкальной индустрии. Взлет музыкальной культуры K-pop на глобальном рынке был обусловлен комплексным подходом, сочетающим талантливых исполнителей, продуманную бизнес-структуру, господдержку и высокое качество продукции, а на мировом рынке он стал возможен благодаря использованию социальных сетей, созданию сильного фан-сообщества и адаптации к западным трендам при сохранении уникальной азиатской идентичности.
Игры, видео
Своими рекомендациями поделились Санджай Химесара, глава индийского подразделения Международной Ассоциации анимационного кино, Анна Струневская, коммерческий директор студии «Видеопрокат» Федора Бондарчука и генеральный директор SSALES HOUSE, Анастасия Валова, партнер консалтингового направления SINORUSS - консалтинговой компании по выходу на рынок Китая, Василий Васильченко, эксперт по работе с издателями Института бизнеса и дизайна B&D.
В Индии, Китае, странах Юго-восточной Азии и Ближнего Востока мобильный контент в приоритете. Объем рынка цифровой рекламы Индии в 2024 году вырос на 21,1%. Страна лидирует по потреблению видео на YouTube. На мобильные игры приходится почти 89% доходов игровой индустрии. Ключевой фактор успеха — распространение контента через социальные сети и мобильные устройства.
Индия — это рынок массовой культуры, а не нишевых проектов. Здесь лучше всего заходят: игры с быстрым геймплеем и яркой графикой, анимация с узнаваемыми эмоциями, семейные и исторические видеосюжеты.
Китай – страна, где все должно быть юридически чисто:
- «Регистрируйте IP в Китае ДО выхода на рынок.
- Рассмотрите Гонконг. Для транзакционной деятельности и работы с другими рынками Азии (Корея, Япония) лучше подходит компания в Гонконге (0% НДС, 0% налог на прибыль).
- Всегда проверяйте контрагента. Используйте бесплатные китайские сервисы (например, Tianyancha) для проверки срока регистрации, лицензий и репутации партнера.
- Ищите инвестиции под китайскую юрисдикцию. Китайские инвесторы неохотно вкладываются напрямую в российские юрлица. Они предпочитают инвестировать в совместные предприятия (Joint Venture).
Эксперты сделали акцент на метрики и предсказуемую экономику. Международные издатели оценивают вовсе не арт и не уникальность идеи — их интересует масштабируемая математика продукта.»
Что на самом деле смотрят издатели: набор обязательных метрик
- удержание — насколько игра «цепляет» на старте и как удерживает без дополнительных стимулов
- LTV и ARPU — реальная ценность одного пользователя и потенциал монетизации
- воронка онбординга — в какой момент игроки покидают игру и почему
- поведение холодной аудитории — реакция людей, которые не знакомы с жанром или студией
- экономика проекта — стоимость привлечения, маржинальность, окупаемость.
Эксперты настоятельно рекомендуют иметь короткий, ясный питч (как слоган):
«Если вы не можете объяснить суть игры за 5-10 секунд, аудитория не поймёт и не запомнит ваш продукт»
Пример: вместо "Это раннер, квест, матч-3 и экономический симулятор с образовательными элементами" — "Весёлые гонки на тракторах с прокачкой и обучением для детей".
Кино/компьютерная графика
Технологии являются конкурентным преимуществом.
Например, известный тренд на технологию виртуального продакшна, объединяющую VR/AR, CG и игровые движки, позволяет видеть финальный результат еще на съёмочной площадке. Однако, как уточняет Юрий Ярушников, сооснователь компании XOVP:
«Виртуальный продакшн, это не универсальное решение — ее применение зависит от конкретных жанров и производственных задач»
Эксперт выделяет и другие тренды глобального рынка:
Интеграция с нейросетями
Использование AI для генерации и правки фонов прямо на съемочной площадке — это мощный тренд, который можно предлагать как дополнительную услугу.
Цифровые аватары и массовка
Создание цифровых дублеров актеров или реалистичной массовки для заполнения фона (как в проекте «Дорогая, я больше не позвоню») решает проблему организации съемок с большим количеством актеров в другой стране.
Интерактивность и новые форматы
Готовность экспериментировать с интерактивными сериалами и другими новыми форматами может быть привлекательной для инновационных зарубежных студий.
В России есть ряд студий способных на высоком уровне конкурировать с зарубежными компаниями, а где-то даже превосходить. При выходе на международную арену, эксперты советуют компаниям демонстрировать передовой опыт. Упоминание премии «Золотой Орел» и сложных проектов (например, «Воздух», «Дорогая, я больше не позвоню», «Челюскин» и др.) служит доказательством компетенции. Для экспорта важно иметь в портфолио такие «кейсы», понятные международной аудитории.
Ключевые возможности для аудио-визуальных компаний на зарубежных рынках:
1. Занять нишевые музыкальные и анимационные жанры в Китае — рынок испытывает дефицит качественного контента в жанрах инди-рок, электронной музыки и анимации для взрослых.
2. Монетизировать контент через «микросинхронизацию» — лицензирование музыки для приложений, фитнес-платформ, умных устройств и короткого видео.
3. Войти в индийский рынок через мобильный гейминг и видео
4. Использовать виртуальный продакшн как конкурентное преимущество — технологии VP снижают издержки и упрощают коллаборации с международными командами.
5. Встроиться в «экономику музыкальных фанатов» через локальных агрегаторов — работать с местными дистрибьюторами для монетизации через цифровые альбомы, виртуальные подарки и подписки.
Мировой рынок сегодня открыт как никогда: стриминговые платформы и цифровые площадки ищут оригинальные истории и визуальные решения вне привычных центров производства.
География партнёров и экспертизы программы сфокусирована на динамично развивающихся рынках — Китае, ОАЭ, Индии, Таиланде и Индонезии. Именно эти страны сегодня открывают колоссальные возможности для российских креативных предпринимателей: здесь стремительно растет аудитория, формируются новые форматы потребления контента и активно развиваются локальные платформы.