Почему в век информационной открытости пропаганда все еще работает
Сегодня о пропаганде твердят многие каналы и журналисты. Казалось бы, информация давно перестала быть закрытой и доступна в любых объемах. Что же тогда мешает в современном мире избегать пропаганды и как нашими психологическими особенностями пользуются манипуляторы?
Алексей Гурьянов, профессор кафедры философии и медиакоммуникаций Казанского государственного энергетического университета, доцент кафедры истории, философии и социологии Казанского государственного медицинского университета, доктор философских наук, считает, что информационной открытости недостаточно и, среди прочего, много зависит от специфики нашего внимания.
Только информационной открытости, к сожалению, мало для снижения эффективности пропаганды. Дело в том, что одной из характерных черт сознания человека является избирательность внимания. Он просто не может держать в фокусе сразу все, что предлагает ему реальность.
Человек сосредотачивает внимание на отдельных сторонах вещей и абстрагируется, берет за скобки все остальное в соответствии со своими интересами, предпочтениями, потребностями. Пропаганда пользуется этим, создавая одностороннее представление о реальности.
Массовый потребитель черпает из СМИ ту информацию, которая ему нравится. Таким образом образуется информационный пузырь, своего рода гетто, в котором человек обустраивается и живет. Он не заинтересован во всестороннем рассмотрении тех или иных явлений – это долго и энергозатратно.
Вот и получается, что от СМИ человек не ждет чего-то сложного, головоломок, их ему хватает на работе. В СМИ человек скорее ищет расслабление и отвлечение от тягот жизни. СМИ подстраиваются под запросы читателя и не подают сложные для осмысления материалы.
Механизм работы пропаганды прост: задать повестку, задать стиль мышления, привести к нужному выводу.
Пропаганда действует практически везде по одному алгоритму: во-первых, она задает повестку, т. е. диктует человеку, о чем думать, предлагая те или иные события и проблемы, уводя от других. Например, в России в СМИ выводится на передний план тема традиционных ценностей и задвигается на периферию тема домашнего насилия.
Во-вторых, пропаганда задает стиль мышления, т. е. она диктует, как думать, управляя информационными потоками, стараясь перекричать те, которые конкурируют с ее видением событий и проблем.
В-третьих, очень важно понимать, что умелая, умная пропаганда не диктует жестко, что думать – она действует исподволь, обходными путями овладевая сознанием человека. Ее задача — сделать так, чтобы человек сам пришел к нужному для нее выводу, создать у него впечатление, что это его собственные мысли. Потому информация подается так, что в действительности потребителю остается лишь сложить два и два.
Пропаганда предлагает человеку простые задачи, это процесс можно схематично объяснить на примере логического умозаключения.
Чтобы произвести умозаключение, необходимо иметь некие исходные данные — в логике они называются посылками. Так, пропаганда может внушать потребителю информации в качестве исходных данных следующее: все, что угрожает безопасности Остазии, требует силового вмешательства; режим Океании несет угрозу безопасности Остазии. И теперь человеку предлагается сделать нехитрый вывод о том, что в отношении режима Океании требуется применение силового вмешательства. Так из двух посылок делается единственно возможный очевидный вывод. И таких примеров масса.
Сама природа человека работает на пропаганду. Во-первых, существуют социально-бытовые обстоятельства: люди устают ментально и физически в течение дня и от СМИ ожидают отвлечения от забот.
Кроме того, большую часть информации человек получает от ТВ, а телевизор, как правило, выполняет функцию фона, когда человек занимается домашними делами – в это время критическое мышление по переработке поступающей информации автоматически отключается.
Во-вторых, существуют психические факторы, делающие человека податливым к пропаганде.
Каждый из нас склонен переоценивать свою неуязвимость к чужому влиянию, считает себя способным отделить зерна от плевел в потоках информации – таково типичное заблуждение массового потребителя.
Далее, феномен коллективной идентичности заставляет человека придерживаться позиции большинства, а пропаганда разными методами позиционирует себя как взгляд большинства на те или иные события.
Человек по природе конформист и интуитивно стремится быть с большинством – этому научила его вся история выживания человечества, а убежденных нонконформистов по подсчетам социологов и психологов – около 3%.
Кроме того, пропаганда, как известно, выступает за все хорошее против всего плохого, и это подкупает. Поэтому таким успехом всегда пользовались пропагандистские лозунги «за правду», «за правое дело», «за родину» и т. д. Есть такое выражение: коллектив всегда прав. Быть на стороне условного добра и чувствовать себя правым важно психологически, иначе возникает когнитивный диссонанс, с которым мириться очень трудно.
Человек – существо не столько рациональное, сколько рационализирующее – ему важно не столько быть правым, сколько чувствовать себя таковым, а пропаганда как бы узаконивает это естественное желание быть правым.
В-третьих, существуют и чисто когнитивные факторы. Люди в большинстве своем не любят думать, а критическое мышление предполагает навыки сбора, сопоставления, осмысления информации, обращение к первоисточникам, знание подходов к выбору экспертов, умение работать со статистикой, знание основ логической аргументации и типичных вводящих в заблуждение риторических приемов, понимание законов вероятности и т. д. Можно ли ожидать от рядового человека владения всеми этими навыками?
К слову, развитие навыков критического мышления – особая сфера образования, сегодня весьма распространенная на Западе, но не имеющая пока должной популярности в России.
Почему же тогда, имея столько источников информации, человек так и не научился противостоять пропаганде? Наверное, потому, что создан некий миф о том, что если открыть все источники информации, то пропаганда исчезнет или противостояние ей станет легким.
Сегодня в мире работают 5 крупнейших информационных агентств — Томсон-Рейтерс, Ассошиэйтед Пресс, Франс-Пресс, Дойче Пресс-Агентур, EFE. Можно ли утверждать, что они беспристрастны в подаче информации, если, к примеру, 50% всего контента Томсон-Рейтерс, согласно социологическим исследованиям, занимают США и Европа, а страны БРИКС – 8,6%?
Опять-таки, сила пропаганды не столько в совершенстве ее производителей, сколько в несовершенстве человеческой природы.
В силу отсутствия навыков критического мышления сознание человека представляет собой собрание множества мифов, предубеждений, предрассудков. В философии это называется предпониманием, задающим предварительное представление о мире. Оно есть у всех, поскольку мы все родились в своем месте и времени, задающих нам через воспитание и образование определенный взгляд на мир.
Между тем навыки критического мышления позволяют двигаться от предпонимания к пониманию того, что правда – это не всегда то, с чем мы согласны. В противном случае человек так и будет фильтровать информацию в соответствии со своими вкусами, игнорируя и перетолковывая все, что не укладывается в привычную картину мира. А пропаганда этим умело пользуется.
СМИ зачастую не дают человеку даже времени задуматься, и в особенности это касается ТВ: в силу динамичности, быстроты передаваемой информации человек элементарно не успевает отфильтровать тот поток, который обрушивается на его сознание. Зритель не может поставить картинку на паузу и подумать, а пропагандистский накат, рассчитанный на эмоциональный всплеск, легко за счет видеоряда добивается успеха, отключая критическое мышление. У ТВ в этом отношении масса преимуществ в сравнении с другими видами СМИ.
Ослабить внимание пропаганды возможно. Для начала можно уменьшить информационный поток на наше сознание
Поскольку основное содержание СМИ – это разного рода негативная информация, то таким образом мы не только снизим влияние пропаганды, но и улучшим свое психологическое самочувствие. Можно заняться чем-то более приятным и оздоровительным – спортом или садоводством. А чтобы различить пропаганду, нужно помнить ее базовые приемы.
Во-первых, это постоянная повторяемость одного и того же, чтобы лучше записалось на подкорку, но в разных вариациях, чтобы не наскучило и не вызывало отторжения.
Во-вторых, опора на соцопросы и псевдостатистику, чтобы продемонстрировать поддержку со стороны большинства.
В-третьих, создание квазидискуссий на ТВ с неравными условиями для участников и привлечением псевдоэкспертов.
В-четвертых, эмоциональная накачка и вербальные атаки с навешиванием ярлыков и душераздирающими историями, сопровождающимися видеорядом и подтверждениями очевидцев.
Кроме того, чтобы ослабить влияние пропаганды, нужно развивать навыки критического мышления: понимать, кто действительно может быть экспертом в данной области, какие бывают манипуляции со статистикой, понимать, что ТВ создает квазиочевидность за счет эффекта присутствия и зрелищности, что действует почти всегда безотказно.
В качестве простого совета можно назвать следующее: неважно, можно ли привести в доказательство той или иной точки зрения конкретный пример или случай, но важно, существуют ли контрпримеры, способные опровергнуть эту точку зрения. Во-первых, это помогает преодолеть то самое предпонимание и посмотреть на проблему с другой точки зрения; во-вторых, это помогает понять, не выдается ли, как говорят эксперты по пропаганде, ослепляющее исключение за правило. В философии это называется принципом фальсификации.