Путин и парламентские партии – каковы итоги встреч
Илья Гращенков — российский политолог, автор и политический обозреватель, президент Центра развития региональной политики
На этой неделе президент встретился с главами 4 из 5 партий. Встречи были поделены на открытую и закрытую части. В первом акте лидеры обозначили свою поддержку кремлевскому курсу, а в закрытой – обсудили свое видение их участия в предстоящем политическом цикле 2023-2024 гг., который может оказаться одним из самых непростых за новейшую историю России.
Трансфер власти запущен, но его контуры остаются весьма зыбкими, что создает пространство для политических маневров, которым намерены воспользоваться элиты.
Путин и КПРФ
Не просто так первая встреча прошла с главой КПРФ Геннадием Зюгановым, который позже признался, что Владимир Путин звонит ему даже по ночам. Встрече с Зюгановым предшествовала информационная кампания про уход политика на пенсию, однако встреча с первым лицом несколько дезавуирует эти слухи.
Фактически, именно КПРФ по-прежнему остается главной скрытой угрозой для Кремля, а Зюганов – надежным гарантом того, что при нем никаких эксцессов не произойдет.
В силу своего возрастного консерватизма и встроенность в систему власти, именно Зюганов остается более надежным партнером, чем проправительственный преемник, который может не удержать рейтинги, отдав их менее управляемой левой оппозиции.
При Зюганове КПРФ не просто поддерживает СВО, но и остаётся в авангарде спецоперации. Собственно, коммунисты не просто делятся своим рейтингом с президентом, они стараются остаться той самой основой политической системы, которая сложилась на базе постельцинской России, стоящей на одновременно на «правой» и «левой» ноге.
Для КПРФ эта игра на исчерпание своего ресурса, так что нынешний цикл может стать для партии последним, а дальше потребуется масштабная перезагрузка.
Путин и ЛДПР
В этом смысле примечательно, что встреча с ЛДПР была второй, а не первой. Хотя, судя по опросам ФОМ и ВЦИОМ, рейтинги либерал-демократов резко пошли вверх на фоне СВО, тогда как рейтинг коммунистов просел. Но ослабшая после смерти Жириновского партия сегодня полностью переходит под контроль власти, тем самым перейдя из разряда лояльной, в разряд системной.
Леонид Слуцкий, которого избиратель путает с футбольным тренером-тезкой, не обладает тем уровнем субъектности, который был у Жириновского, а потому его поддержка не так важна Кремлю, как слова одобрения от Зюганова.
Собственно, повестки у партии тоже толком нет. Где-то Слуцкий выступает в роли прапорщика, докладывающего про выполнение поставленных задач. Где-то откровенно заимствует идеи. Сейчас в ЛДПР заходит новая команда пиарщиков, цель которых – удержание рейтинга партии в текущих границах на том же самом этапе 2023-2024 гг.
Путин и Новые люди
Наиболее интересной оказалась встреча с Новыми людьми. Для президента это очень удобная схема работы парламента, когда бюрократическая «партия власти» опирается на прогрессивные идеи «системной оппозиции». И в данном случае такой оппозицией не могут быть ни левые, ни популистские проекты, так как они выступают в роли «ловушки снов» для масс, а вот «правые» партии – это драйвер развития.
До 2003 года такой силой была СПС, а затем «правые» проекты никак не могли обрести достаточно сил, чтобы вернуться в ГД. Собственно, Алексей Нечаев презентовал несколько авангардных проектов, включая новую промышленную политику, защиту гражданского общества, рост благосостояния людей.
Это повестка развития, так как она отвечает на вопрос граждан – чем все закончится? Это пока еще не образ будущего, но шаг в этом направлении. И явное противопоставление «окопному мышлению» тех, кто собирался провести остаток века в бурундучьей норе.
Так что в новой системе координат, именно Новые люди занимают нишу креативного драйвера власти, предлагая собственную субъектность по диалектической формуле: единство – это многообразие.
Путин и остальные партии
СРЗП в целом остается спойлером КПРФ, как по левой тематике, так и по СВО. С ЕР Путин так и не встретился, хотя вряд ли это было вообще необходимо. Партия продолжает оставаться политической надстройкой системы.