Музыка, уличная реклама, одежда из секонд-хенда: что вызывает ностальгию в кино 1990-х и 2000-х

Музыка, уличная реклама, одежда из секонд-хенда: что вызывает ностальгию в кино 1990-х и 2000-х

Девяностые и нулевые годы изобилуют яркими визуальными и звуковыми образами. Эти детали — от характерных городских пейзажей и моды до музыкального оформления — формируют уникальный культурный код эпохи.

Руководитель продюсерского центра факультета кино университета «Синергия» Мария Мина предлагает вспомнить знаковые фильмы того времени и разобраться, что именно в них вызывает у нас ностальгию.

Топ-5 фильмов девяностых: лихие, ночные, наши

«Брат» (1997)

Режиссер: Алексей Балабанов

Брат

Фильм стал отражением эпохи перемен. Ветеран чеченской войны Данила Багров (Сергей Бодров-мл.) приезжает в бандитский Петербург и «наводит порядок», руководствуясь своим представлением о справедливости.

Что вызывает ностальгию:

— саундтрек «Наутилуса», звучащий самостоятельно, не фоном, целых 15 минут экранного времени;

— желтые тона хмурого Петербурга в духе Достоевского;

— крылатые фразы «В чем сила?», «Thank you very much! Вот уроды» и «Водочки нам принеси! Мы домой летим».

«Ширли-мырли» (1995)

Режиссер: Владимир Меньшов

Ширли-мырли

Комедия-фарс про авантюру вокруг гигантского алмаза представляет сатирический взгляд на российскую действительность девяностых. Драгоценный камень, названный «Спасителем России», может обеспечить всю страну, но его крадет вор-рецидивист, и теперь за ним охотятся мафия и милиция.

Что вызывает ностальгию:

— шутки, разошедшиеся на цитаты;

— яркие образы Валерия Гаркалина, Игоря Угольникова, Армена Джигарханяна и Инны Чуриковой;

— мечты героев о неожиданном богатстве.

«Особенности национальной охоты» (1995)

Режиссер: Александр Рогожкин

«Особенности национальной охоты» (1995)

Картина целиком построена на национальном колорите. Компания во главе с генералом Михалычем едет на охоту, но вместо добычи трофеев устраивает бесконечное застолье.

Что вызывает ностальгию:

— абсурдный юмор про «русскую душу»;

— узнаваемые сцены разудалых посиделок;

— главный персонаж финн Райво как зеркало наших странностей.

«Страна глухих» (1998)

Режиссер: Валерий Тодоровский

«Страна глухих» (1998)

Остросоциальный и поэтичный фильм — настоящий манифест поколения о поиске своего племени. Рита сбегает от бандитов в альтернативное сообщество глухих, где царят свобода и собственная система ценностей, а люди общаются на жестовом языке.

Что вызывает ностальгию:

— московские пейзажи с типичными вывесками девяностых;

— костюмы главных героинь, напоминающие об эпохе глянцевых журналов и супермоделей;

— фантазии об иллюзорной лучшей жизни в далекой призрачной стране.

«Такси-блюз» (1990)

Режиссер: Павел Лунгин

«Такси-блюз» (1990)

Фильм передает мрачную атмосферу переломной эпохи. Таксист Иван Шлыков и спивающийся саксофонист Алексей Селиверстов выясняют отношения на фоне разваливающегося СССР.

Что вызывает ностальгию:

— суровая поэзия конца 1980-х;

— образ творческого неудачника в исполнении Петра Мамонова;

— интерьеры тесной московской коммунальной квартиры.

Топ-5 фильмов нулевых: от тусовок до драм

«Олигарх» (2002)

Режиссер: Павел Лунгин

«Олигарх» (2002)

Драма иллюстрирует эру новых русских и рассказывает о цене успеха в эпоху хаоса. Гениальный авантюрист Платон Маковский (Владимир Машков) сколачивает состояние в 1990-е, но предательства и политические интриги разрушают его империю.

Что вызывает ностальгию:

— китчевая эстетика роскошной жизни

— черные мерседесы, яхты, прислуга

— фильм показывает жизнь миллионеров в представлении постсоветского человека.

«Жмурки» (2005)

Режиссер: Алексей Балабанов

«Жмурки» (2005)

Криминальная черная комедия-гротеск стала всенародным мемом. Два бандита ищут украденный чемодан с наркотиками и постоянно попадают в безумные и нелепые ситуации.

Что вызывает ностальгию:

— анекдотичный собирательный образ Михалыча в малиновом пиджаке и с выдвижной антенной на телефоне;

— турецкие кожанки и золотые цепи;

— музыкальные хиты 90-х, включая «Истерику» «Агаты Кристи», «Серые глаза» Ирины Салтыковой и «Чудесную страну» Жанны Агузаровой.

«Ночной дозор» (2004)

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

«Ночной дозор» (2004)

Первый российский блокбастер повествует о противостоянии Светлых и Темных магов. Главный герой Антон Городецкий служит в Ночном дозоре и получает задание защитить подростка Егора от охотящихся на него вампиров.

Что вызывает ностальгию:

— атмосфера ночной неоновой Москвы нулевых;

— легендарный персонаж Константина Хабенского, породивший множество отсылок в массовой культуре («Всем выйти из отпуска» вместо «Всем выйти из сумрака»);

— песня «Останусь» в исполнении группы «Город 312», до сих пор популярная в караоке.

«Сестры» (2001)

Режиссер: Сергей Бодров-мл.

«Сестры» (2001)

Криминальная драма стала единственной завершенной режиссерской работой Бодрова-младшего. Две несовершеннолетние сестры Дина и Света случайно оказываются втянутыми в разборки взрослого мира и вынуждены бежать от бандитов, бродяжничать, скрываться у цыган. Испытания сближают поначалу недружных девочек.

Что вызывает ностальгию:

— трогательная история взросления в неспокойное время;

— песни Виктора Цоя, использованные режиссером по совету Алексея Балабанова;

— пейзажи городских станций и российской глубинки.

«Питер FM» (2006)

Режиссер: Оксана Бычкова

«Питер FM» (2006)

Романтический фильм о любви к человеку и к городу передает атмосферу беззаботной юности. Диджей Маша готовится к свадьбе с бывшим одноклассником, а архитектор Максим собирается переехать в Германию по работе. Случайная встреча героев происходит благодаря потерянному мобильнику, а дальше их ждет череда обстоятельств, заставляющих теряться и снова находить друг друга.

Что вызывает ностальгию:

— телефон-слайдер «Самсунг», ставший одним из главных персонажей фильма и символом эпохи;

— фриковатые наряды петербуржцев, подобранные художником по костюмам в секонд-хендах;

— солнечно-дождливый Петербург нулевых с пестрой уличной рекламой.

Читайте также: