Цифровые технологии в музее: как происходит оцифровка картин и для чего это нужно

Цифровые технологии в музее: как происходит оцифровка картин и для чего это нужно

Классическое искусство все теснее взаимодействует с технологиями. В частности, музеи всего мира смотрят в сторону оцифровки своих коллекций: документов, предметов быта, скульптур и картин.

В конце 2017 года крупнейшие музеи мира подписали ReACH — Декларацию воспроизведения искусства и культурного наследия, которая подразумевает создание цифровых копий экспонатов. Зачем и кому все это нужно и как происходит оцифровка картин, рассказал Владимир Розин, генеральный директор ИТ ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ.

Использование цифровых технологий для развития музейной сферы

Многие крупные зарубежные музеи уже давно используют цифровые технологии для сохранения своих коллекций. Среди них амстердамский Rijksmuseum, нью-йоркский Метрополитен-музей. В 2021 году к ним присоединился и Лувр, который оцифровал почти 500 тыс. экземпляров из своей коллекции и опубликовал на официальном сайте, позволяя из любой точки мира познакомиться с объектами уникального культурного наследия.

Оцифровывают музеи не только картины и гравюры — в 2014 году Британский музей в сотрудничестве с Samsung занялся оцифровкой хранящихся в коллекции мумий.

Технологии помогли музею детально изучить то, что скрывается внутри мумифицированного тела. Физический контакт мог бы уничтожить экспонаты, а томограф — нет.

В России тоже постепенно идет оцифровка произведений искусства. Лидер в этом вопросе — санкт-петербургский Государственный Эрмитаж: еще в 2014 году он оцифровал 30% своей коллекции — это больше 1 млн экспонатов. Также созданием электронных копий картин занимался Пушкинский музей, Русский музей, Третьяковская галерея и другие.

Многие из них использовали цифровые технологии для создания виртуальных копий самих музеев и экспозиций. И это не только способ сделать искусство доступнее для простых посетителей. Русский музей с помощью оцифровки коллекций создал сеть виртуальных филиалов, которые также занимаются разработкой информационно-образовательных программ.

Процесс оцифровки картин

Вся схема действий выглядит просто: картину в раме или без рамы (зависит от условий обращения с ней) помещают на специальное оборудование. Его калибруют под цветовую палитру конкретной картины, а затем картину сканируют. Оцифровывают не только лицевую сторону (само изображение), но и заднюю — со всеми пометками и характеристиками.

Детали процесса оцифровки зависят от того, какие именно техники использовались при написании картины. Если есть гравировка, чеканка, золочение — это сложные элементы, их нужно дополнительно отсканировать в режиме макросъемки. После этого все отсканированные части сводят в единое цифровое полотно. При таком подходе больше шансов, что копия будет максимально похожа на оригинал.

После того как цифровая копия получена и обработана, ее сжимают для размещения в электронном каталоге. Кроме этого, музей должен сохранить копию в исходном (высоком) разрешении, чтобы при необходимости использовать ее, например для реставрации картины.

И обязательно рядом с каждым изображением помещают линейку и цветовую шкалу, чтобы сохранить особенности цветопередачи.

Используемое оборудование и программное обеспечение

Если картину оцифровывают без рамы, для этого используют планетарный сканер, работающий бесконтактно, поскольку головка устройства находится над объектом, и не имеющий ИК- и УФ-излучения. Благодаря этому риски для сохранности изображения минимальны. Таким же сканером оцифровывают ветхие документы.

Картины в стекле и рамах оцифровывают уже с помощью КВС — комплексов высококачественного сканирования. Это широкоформатные сканеры, которые тоже работают бесконтактно, но при этом могут подстраиваться, например, под матовую или бликующую поверхность. На таких устройствах можно получить объект формата 2А0 — 1682 х 2378 мм и разрешением до 400 dpi.

Дополнительно для оцифровки картины нужно ПО, которое позволяет с высокой точностью калибровать сканер под цветовую палитру изображения. У хорошего устройства отклонение по цвету будет не больше 2%.

В чем смысл и преимущество оцифровки

Возможность сохранить объекты культурного наследия — одна из ключевых целей оцифровки картин (и других экспонатов музея). Несмотря на то что в музеях материалы медленнее стареют, чем в обычной квартире, потому что для объектов там созданы специальные условия, это все равно не гарантирует, что однажды картина не будет утеряна. Она может пострадать от условного пожара или затопления, ее могут украсть, повредить и так далее.

Музей борется с силой времени, но не может сделать ни одну картину вечной. В то время как цифровые технологии на это способны.

Кроме того, копии делают произведения искусства более доступными для широкой аудитории. Мечта «прилететь в Париж, чтобы посетить Лувр и увидеть Мону Лизу» прекрасна, но не для всех выполнима. Копии дают возможность посмотреть на ту же Мону Лизу, не путешествуя в Париж. И в случае, когда это оцифрованный объект, размещенный в открытом доступе, для знакомства с ним не придется даже из дома выходить.

При этом, если копию картины делают вручную, заказывая у художников, она не будет абсолютной. Простой зритель различий, возможно, и не обнаружит, но профессионал может увидеть нюансы, которые связаны с особенностями написания у конкретного художника.

Оцифровка картин позволяет воспроизвести оригинал более точно, максимально близко к исходнику. И благодаря возможностям современной техники эта копия будет очень высокого качества.

Оцифрованные, а не просто переснятые, пусть и на профессиональную камеру, картины удобно распространять, передавать в открытый доступ для дальнейшего некоммерческого использования. Так, нью-йоркский Метрополитен-музей выложил все оцифрованные экспонаты с лицензией CC0 (передает произведение в общественное достояние), и теперь кто угодно может заказать любую из сотен тысяч картин, распечатать и повесить дома на стене.

Пока рано говорить о том, что оцифровка коллекций — даже только картин, без других экспонатов — очень скоро станет массовым явлением для музеев. Это дорогостоящая задача, как минимум из-за оборудования. Однако это единственный путь сохранить все полотна, которые не вечны. Поэтому к технологии постепенно придет большинство музеев.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru