Год банкротств. Какие компании объявили о несостоятельности с начала пандемии
Экономический кризис, связанный с пандемией COVID-19 и вводимыми из-за нее в разных странах карантинными мерами, ожидаемо привел к волне банкротств в различных сферах. Особенно сильно во время нынешнего кризиса страдают авиа и транспортные компании, туроператоры и «физические» ритейлеры одежды.
По подсчетам исследовательской компании S&P Global Market Intelligence, с начала года до 9 августа заявку о несостоятельности подали 424 американские компании, так что нынешний год может оказаться рекордным по числу банкротств за последние 10 лет.
В других странах также растет число разорившихся предприятий: по прогнозам немецкой страховой компании Allianz, в мире в целом количество банкротств в 2020 году вырастет на 20% в сравнении с 2019, в США – на 25%, в Европе – на 19%, в Китае – на 15%. В то же время нужно учитывать, что банкротство совсем необязательно означает уничтожение компании – во многих случаях за заявкой на несостоятельность следует реструктуризация, продажа неприбыльных активов, смена владельца или получение государственной поддержки.
Удар по транспорту и туризму
Так как туризм и транспортный сектор в широком смысле пострадал в условиях закрытия границ и карантина особенно сильно, неудивительно, что в этой отрасли немало провалов. Пандемия сильно ударила по авиакомпаниям, тем не менее в этом секторе пока не произошло ни одного крупного банкротства – хотя в некоторые моменты даже германская Lufthansa грозила возможным дефолтом.
В августе заявила о несостоятельности британская авиакомпания Virgin Atlantic, входящая в число компаний британского миллиардера Ричарда Брэнсона. Virgin Atlantic в ближайшие месяцы собирается провести реструктуризацию. Ранее обанкротилась другая компания Брэнсона – австралийская Virgin Australia.
Крупнейшим перевозчиком, заявившим о разорении с начала пандемии, стала LATAM Airlines – самая крупная авиакомпания Латинской Америки. После подачи заявки на банкротство в мае она смогла привлечь от инвесторов $1,3 млрд. Несколько недель назад LATAM объявила о сокращении почти 30% сотрудников. В мае заявила о дефолте и вторая по размеру авиакомпания региона – Avianca Holdings, сейчас она также проводит реструктуризацию.
Обанкротились также несколько сравнительно небольших региональных авиакомпаний – британская Flybe, проблемы которой начались еще до коронавируса, американские Miami Air International и RavnAir, австрийская Level Europe и несколько других.
Американский сервис автопроката Hertz – один из крупнейших и старейших (он был создан более ста лет назад – в 1918 году) в мире, также не выдержал жестких карантинных условий и подал заявку на признание несостоятельности. Проблемы компании начались еще до начала пандемии из-за роста конкуренции с Uber и возникающими каршеринговыми сервисами. К маю сумма задолженностей Hertz достигла $19 млрд.
Hertz вряд ли прекратит существование – она продолжает вести переговоры с кредиторами, компания уже договорилась до конца нынешнего года продать более 180 тыс. принадлежащих ей автомобилей.
Ритейлеры одежды проигрывают интернету
В то время как магазины, торгующие продуктами и товарами повседневного спроса, а также многие онлайн-ритейлеры переживают с начала пандемии рост продаж и даже набирают новых сотрудников, другим магазинам приходится сложнее. За последнее время обанкротилось множество компаний, торгующих одеждой, особенно деловой.
По данным Business Insider, за первые семь месяцев 2020 года о своей платежной несостоятельности сообщило больше крупных розничных торговцев и ресторанных сетей, чем за весь 2019 год.
Так, в июле заявку на банкротство подал американский бренд деловой одежды Brooks Brothers, история которого началась в 1818 году и костюмы которого носили многие президенты США. Компания, уже объявившая о намерении закрыть несколько десятков магазинов, ищет нового покупателя на свои активы.
В начале августа о невозможности выполнять кредитные обязательства объявили американская компания Tailored Brands – ей принадлежат магазины мужской одежды Men's Wearhouse и Jos. A. Banks, – а также старейший американский универмаг Lord & Taylor. Уже в начале сентября стало известно о еще одном банкротстве в этом секторе – немецкого модного дома Escada, производящего женскую одежду класса люкс, среди покупательниц которого была принцесса Диана. Все три компании проводят реструктуризацию.
Как в других секторах
В других сферах также участились провалы, хотя и не всегда связанные с коронавирусом. Одним из самых громких скандалов стало июньское банкротство немецкой финтех-компании Wirecard.
Выяснилось, что на счетах Wirecard, несколько лет назад пользовавшейся большим успехом у инвесторов и являвшейся едва ли не самой успешной хайтек-компанией Германии, не хватает нескольких миллиардов евро и что фактически компания уже несколько лет убыточна. Часть топ-менеджеров уже арестованы, а сам скандал вокруг Wirecard вызвал в Германии дискуссию о регулировании деятельности таких организаций и их отчетности.
Одно из самых масштабных банкротств года – дефолт американской телекоммуникационной компании Frontier Communications. Проблемы компании начались задолго до нынешнего кризиса, сейчас она проводит реструктуризацию и уже пригласила на должность генерального директора бывшего топ-менеджера крупнейшего оператора в США Verizon.
В марте о несостоятельности объявил британский оператор спутниковых систем OneWeb. Прямого влияния пандемии здесь нет, его банкротство связывают с тем, что переговоры с инвесторами, которые компания вела перед этим, сорвались именно из-за нынешней нестабильности. Теперь Великобритания, вместе с индийской телекоммуникационной компанией Bharti Global инвестировавшая в OneWeb, собирается развивать на ее основе собственную спутниковую систему.
Люксембургская компания Intelsat, ее долги на тот момент составили $14,5 млрд. Intelsat не собирается прекращать свое существование – она проводит реструктуризацию и в августе даже купила за $400 млн американскую компанию Gogo, занимающуюся Wi-Fi-системами на борту самолетов.
В апреле – на фоне снижения цен на нефть – о разорении объявила американская энергетическая компания Whiting Petroleum, занимающаяся добычей сланцевой нефти, а в июне обанкротился Chesapeake – один из пионеров сланцевой революции в США, основанный еще в 1989 году. В августе о банкротстве объявил британский подрядчик по буровым работам на прибрежном шельфе Valaris, а еще раньше, в июне, – американская инжиниринговая и строительная компания в сфере энергетики McDermott.
Также среди достаточно громких случаев банкротство известного канадского цирка Cirque du Soleil, который понес значительные убытки из-за отмены шоу во время пандемии, и американской оружейной компании Remington, объявляющей себя банкротом уже второй раз за последние несколько лет и планирующей реструктуризацию.
Что дальше?
В августе количество банкротств пошло на спад – число заявок на признание несостоятельности снизилось на 18% в сравнении с июлем.
По мнению сопредседателя группы по банкротствам и реорганизациям американской юридической фирмы Mirick, O’Connell, DeMallie & Lougee Джозефа Балдиги, «число заявлений о личном и корпоративном банкротстве (прим. автора) вырастет в четвертом квартале и достигнет пика в начале 2021 года, так как уровень безработицы остается высоким, государственные программы поддержки сокращаются, а мораторий на взыскание по кредитам истекает».
Под ударом продолжают оставаться продавцы одежды и аксессуаров. В последние годы положение многих из них и без того было шатким из-за жесткой конкуренции с онлайн-ритейлерами. Теперь же пандемия COVID-19 с карантинами, удаленной работой, еще большим распространением интернет-торговли и снижением доходов населения сильнее ударила по многим из них.
Яна Рождественская - специально для Daily Moscow