Бизнес и финансы

Бизнес играючи или как построить киберспортивную империю за три года

Бизнес играючи или как построить киберспортивную империю за три года

Сооснователь сети киберспортивных клубов Colizeum Алексей Локонцев о том, что происходит с индустрией киберспорта, сколько зарабатывают игроки и владельцы клубов.

До открытия первого киберспортивного клуба основной бизнес господина Локонцева был связан с сетью мужских парикмахерских TopGun – прим. Daily Moscow.

Бизнес в сфере барбершопов был на пике развития. Но становилось скучно – действия казались рутинными, хотелось чего-то нового

Алексей Локонцев Colizeum - киберспортивный клуб

Я уже тогда склонялся к тому, что нужно искать новое направление бизнеса без высококвалифицированных сотрудников. Например, в барбершопах требуется много времени уделять персоналу – обучать, искать кадры, подбирать замену при необходимости.

Поэтому рассматривал направления бизнеса, где подобных трудностей не возникнет. Чем меньше влияет на бизнес человеческий фактор, тем лучше. Киберспортивные клубы полностью отвечали этому запросу.  Основной специалист, который там работает, — администратор. Долгое обучение не требуется: достаточно трех часов для освоения базовых правил.

Дополнительным преимуществом было отсутствие конкурентов.  Я видел, что у тех, кто работал в данной сфере, была нарушена бизнес-модель. В основном клубы становились местом для проведения мероприятий, а не для сдачи оборудования в аренду. Но именно аренда до сих пор приносит большую часть прибыли в киберспортивном клубе. Здесь собираются для игры на профессиональном оборудовании, которое достаточно сложно и затратно приобрести домой.

Так я понял, что возможные конкуренты либо не заинтересованы в прибыли, либо просто создают видимость бизнеса. Посчитал, что это перспективное направление, и время доказало, что не ошибся.

Рынок развивается – я просто это увидел
 

Посчитал, что даже при простое мы все равно будем зарабатывать порядка 150 тысяч долларов в месяц при текущем курсе благодаря майнингу. Рисков не было никаких. Изначально аренду платили благодаря добыче криптовалюты, позже — благодаря сдаче компьютеров. За год полностью окупили вложения в первую аренду. Считаю, что, если продукт за год окупается, это очень хороший показатель. 

Бизнес родом из 90-х
 

Компьютерный клуб в 90-е

Тогда клубы располагались в совершенно неожиданных местах, на первых этажах почти каждого дома, кинотеатра и даже в магазинах. Большинство из них представляло собой несколько ПК, стоящих вдоль стен. Клубы из нескольких соединённых в сеть IBM PC возникли только к концу 90-х.

Публика в них собиралась самая разная — от тех, кто искал место для досуга в своем городе до продвинутой молодежи, которая пыталась программировать

Затем почти на десять лет интерес к клубам угас, так как персональный компьютер перестал быть чем-то недоступным.

Только сейчас эта культура вернулась, причем с еще большим размахом на волне развития киберспорта во всем мире, появления мощного железа, современных игр, которые может потянуть только геймерские компьютеры.

Клуб сегодня — это триммеры, твич, команды. Именно это и подразумевает киберспорт на площадках компьютерных клубов в полном смысле этого слова

Например, у Yota Arena (крупнейшая в Европе площадка для проведения киберспортивных турниров) есть своя команда. Это уже большой спорт, где продают за немалые деньги вход на площадку другим брендам. Становится неважно, получена ли победа командой клуба — деньги за рекламу в любом случае придут.

Киберспортивный клуб Colizeum

Мы еще не работаем в таком формате: нет своей команды и мощных тренеров. Основной источник дохода — сдача компьютеров в аренду. В этом смысле бизнес работает сейчас, как и двадцать лет назад.

Не люблю бизнес-планы — считаю, что это как рисовать вилами по воде
 

Многие нюансы и аспекты невозможно учесть. Получается, что ты просто тратишь время на то, что в реальном мире не будет работать. Поэтому я начинаю продумывать проект в голове, делаю записи на салфетке — понимаю, что все должно получиться, и вперед!

Изначально денег для открытия бизнеса не хватало, и я обратился за помощью к друзьям. Договорился, что необходимую сумму 5 млн рублей одолжат без процентов — на открытие киберспортивной арены в Туле. Если все получится, друзья станут партнерами по бизнесу, а деньги отдам с франшизы. Если нет, отдам, когда смогу.

Правда, я не уложился в обозначенную сумму, попросил еще 3 млн — не хватило на некоторое количество компьютеров. Кроме того, изначально не брал в расчет пожарную сигнализацию и прочее. Все получилось: друзья стали партнерами, затем запустили свой проект, который через 1,5 года окупился.

Вход в бизнес начинается от 7 млн рублей и до бесконечности

Основная затрата — компьютеры (каждый стоит около 150 тыс. рублей). Легко посчитать: клуб с 30 компьютерами — это 4,5 млн. А еще нужно делать ремонт и покупать дополнительное оборудование.

Colizeum - киберспорт оборудование

Вопреки распространенному мнению, компьютеры не дешевеют. Например, в Туле техника используется уже 3 года. Мы заказали новые машины и сравнили: игра на новых и старых не отличается — люди не замечают разницу.

Причина проста – основные дисциплины, которые популярны, десятилетней давности. Эти игры «летают» как на старых, так и на новых компьютерах. Кроме того, современная техника уже не так быстро дешевеет, как было раньше. В основном снижаются цены на видеокарты, когда они выходят из строя, и то несильно. Цена мониторов, например, почти не изменилась — возможно, на 20%, но это несущественно.

Сложности, конечно, были. Например, мне попался не очень добросовестный арендодатель, который выгнал меня через 1,5 года успешного бизнеса

Он хотел пересдать помещение или сам открыть компьютерный клуб — не знаю. В итоге я забрал все оборудование, а клуб переехал в другое место с лучшим расположением. Переезд — это, конечно, затраты, особенно при необходимости ремонта на 300 кв. м.

Были и другие трудности. Например, люди воровали технику. Бывший администратор пришел до открытия, в 7 утра, и украл компьютер. В итоге было открыто уголовное дело.

Прошло три года с момента, как я открыл первое киберспортивное пространство Colizeum в Туле

За это время продано 145 франшиз, 94 клуба открыто на данный момент. Средняя доходность одного клуба до карантина составляла 400 тыс. рублей. Сейчас пока показатели ниже.

После изоляции мы открылись позднее всех. Многие родители увезли детей и подростков из Москвы и других городов на лето — подальше от коронавируса, что сказалось на количестве посетителей.

Стремление максимально сэкономить может обернуться гибелью бизнеса
 

Если открывать такой бизнес самостоятельно, важно учитывать затраты на сайт, рекламу, техподдержку. Франшиза позволяет в этом сэкономить — предполагает дизайны, тексты для соцсетей, финансовое содержание сайта и мобильных приложений в соцсетях, проведение турниров, обучение франчайзи, оборудование со скидками от производителей и поддержка на всех стадиях развития проекта. 

Начинающие предприниматели стремятся сэкономить буквально на всем: вытяжке, технике, ремонте. Используя франшизу, нарушать правила нельзя. В итоге – «правильная» вытяжка, «правильные» машины. И это уже победа над конкурентами. Нужно учитывать, что благодаря франшизе, многие вещи обходятся дешевле. Например, если стоимость геймерского кресла — 30 тыс. рублей, то наши франчайзи их получают по 15,5 тыс. рублей благодаря договорам с производителем или поставщиком. И это касается каждой позиции.

Еще один важный момент — ежемесячные чемпионаты. У нас они формируются из сборной суммы — 1% от оборота всех клубов. Если, например, клуб один, получится выделить до 30 тыс. рублей. Сборная сумма — это гораздо больше, порядка миллиона. И за этот миллион соревнуются все люди, пришедшие в любой Colizeum.

Мы разрабатываем мерч, есть продукция, которая обеспечивает хороший доход. Открыли Академию киберспорта, обучаем киберспортивным дисциплинам, что тоже приносит денежные средства каждому клубу.

Сейчас играет почти каждый: на компьютере, телефоне, приставке
 

Но не каждому ребенку купят обновленный гаджет или профессиональный компьютер, а поиграть всем хочется. И эти дети придут к нам. Они не только играют, но и находят друзей по интересам. А еще находят в этом заработок. Например, некоторые люди платят, чтобы за них играли и прокачивали их персонажа.

Colizeum кибесрпортивный клуб. Интервью Алексея Локонцева

Еще одна форма заработка для игроков — чемпионаты. Проходит огромное количество мероприятий по разным играм. Выбирай то, что нравится, и тренируйся. Даже если не займешь первое место, все равно можно рассчитывать на хороший доход.

Призовые фонды в крупных состязаниях с каждым годом растут. В среднем игрок профессионального уровня в Швеции, Германии, Франции, Норвегии и Дании получает от 4000 евро в месяц. Плюс за каждое призовое место получают премиальные. Если команда выигрывает турнир, помимо призовых, их зарплата на следующие 3 месяца увеличивается в 2–3 раза. Профессионалы самого высокого уровня получают от 10 тысяч евро в месяц. Это не считая рекламных контрактов. В России ежемесячные доходы игроков могут колебаться от 2–4 тысяч до 8 тыс. долларов.

Кроме того, меняются игры — становятся красивее и мощнее, погружают в другую реальность. За этим будущее, и без игрового пространства никуда. По моим оценкам, в каждом дворе на 2 тыс. квартир должен быть свой клуб. Я вижу в нашей сети через пять лет 3 тысячи клубов.

Фото: colizeumarena и visualrian.ru