«Запретить нельзя разрешить». Как возврат зарубежных брендов может повлиять на архитектуру и премиальный дизайн в России
На недавней сессии Петербургского международного экономического форума - 2025 вместе с топ-экспертами рынка обсужалась тема возвращения иностранных брендов в архитектуру и дизайн России — как нашей стране нужно выстраивать отношения с международными брендами и развивать собственную индустрию?
Модерировали дискуссию Ксения Собчак и Валерия Мозговая, при участии бренд-директора авторитетного российского журнала о дизайне и архитектуре Salon-interior Карины Саркисян. Участвовали представители дизайн- и мебельной индустрии из разных стран — Италии, ОАЭ, Саудовской Аравии.
Что сейчас на самом деле происходит в отрасли и стоит ли российским компаниям бояться конкуренции, нам рассказал Дмитрий Мудрогеленко — архитектор, сооснователь архитектурно-строительной студии DZM Design.
Кризис как катализатор развития
Любой кризис, как известно, несет в себе двойственность — опасность и возможность одновременно. События последних лет радикально изменили ландшафт нашего рынка, и это действительно стало поворотным моментом для российской индустрии дизайна и архитектуры.
Кризис разорвал многие сети и заставил нас больше сплотиться.
Последние пять лет мы живем в состоянии освободившегося пространства. Сначала пандемия 2019 года закрыла границы, затем в 2022-м западные компании массово покинули российский рынок. Отечественные игроки заполнили эту нишу, и результат превзошел многие ожидания.
Важно понимать: к этому моменту у нас уже был серьезный багаж. Тридцать лет — с 90-х годов — мы активно участвовали в международной жизни, ездили на выставки Maison&Objet в Париже и в Милан, публиковали проекты, получали международное признание.
Теперь, с января 2025 года, снова начинаем выезжать на международные выставки, хотя это стало значительно дороже и сложнее.
Наследие и традиции как конкурентное преимущество
Важно понимать исторический контекст: российская архитектурная и дизайнерская традиция имеет глубокие корни, и сегодня мы можем с уверенностью сказать, что эта традиция не прервалась.
Более века назад, в 1914 году, Россия была одним из главных мировых застройщиков.
Объекты, которые создаются в России сегодня, — частные резиденции, общественные пространства, интерьеры квартир — можно взять за образец на мировом уровне.
На таком высоком уровне, как строим мы, я могу сказать, практически нигде в мире не строят.
Наши мастера сохранили и развивают уникальные компетенции. Например, работы с оселковым мрамором, латунью, деревом, воссоздание исторических интерьеров по проектам Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги.
Недавние воссоздания их интерьерных работ в Царском Селе – настоящие шедевры, сокровищницы сохраненного мастерства на новом технологическом витке. Причем экспорт российских компетенций уже существует, просто о нем мало кто знает и никто не говорит.
Сегодня каждая четвертая вещь на французском блошином рынке сделана петербургской компанией «Русский модерн», которая работает с латунью по историческим образцам, с максимальным уважением к традиционному ремеслу и наследию.
Кластерный подход: секрет эффективности
Изучая опыт миланского дизайн-кластера, я понял важность географической близости всех участников процесса. В Ломбардии производители мебели, поставщики кожи, тканей, фурнитуры, камня находятся рядом, практически в шаговой доступности друг от друга.
Кластерная история не только про географию и оптимизацию затрат — она усиливает дух взаимодействия между компаниями и поднимает всю индустрию.
Срастив архитектуру и дизайн можно существенно сэкономить время и ресурсы, а также достигнуть невероятных результатов. И с точки зрения сроков, и с точки зрения безупречного качества исполнения.
Архитектура — это командная игра. Помимо того, что архитектор — это «главный строитель» (греч.), на мой взгляд, он еще и менеджер.
Задача архитектора — сплотить представителей разных технологических направлений и, как дирижер, помочь им работать в полной гармонии.
Точки роста
Честно признаю: еще есть области, где мы пока отстаем. Но это решаемая проблема при правильной государственной политике.
Например, могут помочь долгосрочные кредитные льготы для развития высокотехнологичных производств. Особенно это касается масс-маркета и бизнес-класса — там, где есть большие объемы производств и требуется высокотехнологичное оборудование и площади.
В премиум-сегменте эта проблема не стоит столь остро.
Здесь конкурируют не сами компании, а те условия, которые создает государство для этих компаний.
Философия качества жизни
Размышляя о стратегии развития отрасли, прихожу к выводу, пока главная цель — не экспорт и завоевание внешних рынков, а создание качественной среды для жизни внутри страны. Это касается именно уровня люкс. Такие объекты все больше должны появлятся у нас и быть примером для остальных, задавать возможный высокий уровень жизни.
Смысл индустрии в чем? Прежде всего в том, чтобы люди внутри страны жили качественно и хорошо в красивых домах и качественных интерьерах.
Это не означает изоляционизма или отказа от международного сотрудничества. Напротив, понимание собственной силы позволяет выстраивать равноправные партнерские отношения и брать за ориентир несомненно лучших.
Есть компании на вершине совершенства — как Lalique, например. Такие бренды заслуживают уважения и восхищения.
Архитектура и дизайн вне границ
В конце концов, в центре дизайна и архитектуры — всегда человек, а не гражданин. Это гуманистический подход, космополитичное понимание духа взаимодействия — как в международном сотрудничестве компаний, так и в отношениях между компанией и клиентом.
История знает давние примеры плодотворного международного сотрудничества: в 1860-х годах великий князь Владимир своими заказами спас от банкротства итальянскую компанию Barovier, производителя люстр. Одна из тех люстр до сих пор украшает парадный зал «Дома ученых» на Дворцовой набережной в Петербурге.
У нас есть традиции, есть мастерство. И есть будущее.
Российская архитектура и премиальный дизайн переживают период подъема. Мы создаем объекты с привлечением лучших местных мастеров, которые можно совершенно свободно показывать на международной арене.
И самое главное — мы делаем это для людей, которые живут здесь, создаем им красивую и комфортную среду, напитанную традициями и эстетикой.